Психология и отношения

Сказки для взрослых

Сказки для взрослых

С детства до глубокой старости человек окружен сказками. Сначала нам, малышам, рассказывают их взрослые, чтобы подготовить к вступлению в суровый взрослый мир. Потом мы сами с фантазией украшаем сказкой нашу серую повседневность, ибо, что еще, как не сказки, есть наши мечты о вечной любви или миллионе под подушкой. И наконец вооруженные жизненным опытом и изрядной долей сказочного юмора мы переходим к третьему этапу – передаем сказки подрастающему поколению собственных чад.

Уникальность, иносказательность, легкая восприимчивость сказок легла в основу специальной психотехнической методики с соответствующим названием – «сказкотерапия».

Причем как отмечают психотерапевты, преимущество не только в адекватном понимании готовых психологических сценариев в жанре сказки. Главное, умение самого человека выразить сказочной лексикой свое видение мира, отразить отношение к происходящему, излить проблему метафорой фольклора.

Достоинства метода также заключаются в том, что сказку можно писать или играть при индивидуальном приеме, так и в случае групповой терапии.

Она органично сочетается с другими известными методами психотерапии. Широко известен и успешно применяется синтез сказки с драматической арт-терапией, песочной терапией. Этот поистине универсальный метод не имеет противопоказаний или ограничений – границы в зависимости от ситуации поставит или расширит сама сказка.

Вопреки расхожему мнению метод сказкотерапии применим во всех возрастных категориях.

Разумеется, он логично укладывается в работу с детьми – основными потребителями сказочных чудес. С психотерапевтической точки зрения это прекрасно адаптированная для детского восприятия методика, которая позволяет и достучаться до скрытых психологических проблем, и поговорить на одном с малышом языке, и разобрать варианты выхода из создавшейся ситуации.

Но интерес сказкотерапии не ограничивается дошкольниками и младшими школьниками.

Метод позволяет протоптать дорожку к тщательно скрываемому каждого взрослого – его внутреннему Ребенку, услышать послания этой части сознания.

С помощью сказки психолог сможет выявить травмирующие феномен «детского» восприятия взрослого человека, дать основы самопедагогики по общению с детским и взрослым началом, направления вдохновения и мотивации на работу над собой, интеграции Ребенка в целостную личность.

Такие разные сказки

Основные направления применения сказкотерапии предусматривают создание сказок, выполняющих диагностическую, терапевтическую и прогностическую функции.

Диагностическая сказка, как это следует из названия, выполняет функцию лабораторного метода диагностики.

С ее помощью психолог имеет возможность познакомиться с имеющимися у клиента жизненными сценариями, соотношением созидательного и разрушительного импульсов в его личности, стереотипами стратегий поведения в социуме.

Диагностическая сказка позволяет добраться до подсознания и раскрыть с помощью языка тропов и иносказаний глубинные переживания, о которых сам автор либо не подозревает, либо не знает, как выразить.

Терапевтическая сказка «лечит» душу. Она позволяет на основе проведенной диагностики подобрать коррекционные методы воздействия, включить моменты адаптации к стереотипным жизненным ситуациям или, наоборот, выработать комплекс неординарных подходов разрешения жизненных конфликтов.

Если же сказка, над которой работает клиент с психологом, рассматривает потенциальное развитие событий в жизни человека, считается, что она выполняет прогностическую функцию.

Этот тип сказки вносит позитив в состояние клиента, раскрывает богатый внутренний мир человека и настраивает на развитие индивидуальных способностей.

Как это происходит на самом деле

По-разному. Есть вариации применения методик с готовыми сценариями сказок. Однотипное начало сказки может получить различное развитие в устах разных людей в соответствии с их состоянием в настоящий момент – душевным настроем, накопившимися проблемами и т.д.

В других случаях сказки составляются самими клиентами. Это наиболее действенный и интересный процесс — авторское создание психотерапевтических сказок.

Сам клиент пишет, а затем представляет – «выносит на суд» и обсуждает с психологом свое творчество.

В любом случае принцип раскрытия проблемы един – внутренний конфликт человека интерпретируется драмой отвлеченного героя сказочной истории. Одновременно с кульминацией драматизированного рассказа достигается и пик эмоциональной экспрессии клиента. Благополучное завершение работы после окончания сказки, возврат в психологически комфортное состояние – важная задача психолога-сказкотерапевта.

Этапы работы над сказкой

Этапы работы над сказкой самим клиентом, описанные одним из ведущих сказкотерапевтов Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой, выглядят примерно так.

  1. Замедление. Это творческий процесс внутреннего успокоения и настраивания на создание сказочного шедевра. Для ввода в соответствующее психологическое состояние психолог может прочитать клиенту специально подобранную сказку либо предложить ему начать с осязаемого созидательного творчества – с рисунка, скульптуры, коллажа.
  2. Творчество. Это этап непосредственного написания собственной сказки. Если человек долго не может приступить к работе, сомневается и теряется, психолог использует для психологического старта материалы, наработанные клиентом на первом этапе.
  3. Завершение представляет собой процесс прочтения сказки и раскрытия ее сути собственными терминами в последующей беседе с психологом. Это чрезмерно важный этап сказкотерапии. Клиент испытывает волнение, представляя свое произведение, психолог, преследуя цель проанализировать самого клиента в его сказке, должен быть предельно корректен и внимателен.

Сказкотерапия — это внутренняя динамика и самого психотерапевта.

С каждой сказкой специалист становится мудрее и просвещеннее.

С одной стороны, сказочная лексика позволяет психологу общаться на любые темы с клиентом, искать свой способ слововыражения психологических проблем исключительно индивидуальным словарем иносказаний. С другой – в процессе сказкотерапии каждый раз происходит процесс научения обучению. Каждая новая сказка учит психолога обучать тех, кому интересен мир внутренний и внешний, кто жаждет развития и гармонизации себя с окружающими миром.

Автор:
Айгуль Эльвировна АХМЕДЗЯНОВА, клинический психолог
3461
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...