Что в статистике тебе моей: успевает ли в развитии мой ребенок?
Первый год жизни малыша, пожалуй, самый непростой и насыщенный событиями период в жизни ребенка. За 12 месяцев ему предстоит стать в два раза выше и в три раза тяжелее, научиться различать близких, улыбаться, управлять своим телом и коммуницировать с помощью жестов, звукоподражаний, речи. Как быть уверенными в том, что новорожденный развивается нормально, и при чем здесь статистика рассказывает семейный врач, эксперт приложения «Бебидейка», мама троих детей Ляйсан Андреева.
Подавляющее большинство новоявленных родителей, забрав милый пищащий комочек из роддома, оказываются поначалу ошарашенными грузом появившейся в их жизни ответственности. Дни и ночи теперь посвящены главной цели – вырастить здоровым своего ребенка. Но как же за всем успеть уследить и какие показатели помогут оценить, в норме ли развитие малыша или малышки? Давайте разбираться.
Показатели во главе угла
Первые месяцы с момента рождения ваш малыш проходит адаптацию. Его условия жизни теперь значительно отличаются от внутриутробного периода, и ему необходимо время и забота. Этот период сложен и для всех членов семьи. Как правило, родители первенца с нетерпением следят за его успехами, сравнивают с нормативными таблицами, расстраиваются, если есть отставание, или очень гордятся своим чадом, если все в норме или есть опережение. Опытные же родители зачастую сравнивают своего кроху с ранее рожденными детьми. Но рано или поздно все понимают: каждый человечек, появившийся на свет, индивидуален, и его темпы развития могут отличаться. Они зависят от многих причин:
- внутриутробного развития,
- питания,
- эмоционального состояния матери во время беременности и после родов,
- темперамента малыша,
- взаимоотношений в семье,
- современном подключении развивающих занятий,
- достаточном количестве общения и телесного контакта,
- наличия и отсутствия врожденных и приобретенных заболеваний.
В арсенале врачей есть среднестатистические нормы развития детей. Они необходимы, чтобы можно было ориентироваться, все ли в норме. А если замечены значительные отклонения, вовремя их скорректировать. Итак, какие же показатели требуют особого внимания? Среди них двигательная активность, зрительное и слуховое восприятие, осязание, эмоциональные реакции, предречевое развитие.
Чтобы у вас была возможность отслеживать, в норме ли развитие вашего малыша, предлагаю вам таблицу показателей развития ребенка первого года жизни. Кроме того, в таблице приведены данные пользователей нашего приложения, демонстрирующие, как обстоят дела не у «статистических», а у «реальных» новорожденных на основании более чем 40 тысяч отметок пользователей.
Не в норме. Что делать?
Закономерным становится вопрос, что делать, если вы сверились с таблицей и заметили некие отклонения в развитии малыша. Прежде всего, вспомните, что это лишь среднестатистические данные. Если у вашего ребенка отклонения от этих норм составляет 2-4 недели, это не считается критичным. И все же в профилактических целях стоит посетить педиатра.
Что же должно действительно насторожить родителя?
Если ваш малыш раньше времени пытается удержать голову или пробует ползать, это повод обратиться к неврологу для исключения мышечного гипертонуса и повышенного внутричерепного давления.
К неврологу нужно пойти и если малыш не пытается держать голову к 3-4 месяцам, не раскрывает полностью ладошку позже трех месяцев, не переворачивается в 4, а в 7 еще не ползает, не сидит и не делает попыток садиться.
Если к 1 месяцу ребенок не фиксирует взгляд на предметах, нет движения взгляда за игрушкой – это повод обратиться к офтальмологу.
Если к 1 месяцу отсутствует реакция на голос и звуки – сходите к отоларингологу.
При сохранении срыгиваний после 3 месяцев, а также, если срыгивания до 3-х месяцев слишком обильные, необходимо посетить педиатра и невролога.
При задержке развития речи стоит посетить таких специалистов, как отоларинголог, офтальмолог, стоматолог, психолог, логопед. Чаще всего решение проблемы – работа комплексная с привлечением нескольких специалистов.
В завершение отмечу: ни в коем случае не торопите ваших детей в развитии. Важно, чтобы сначала ребенок научился держать голову, потом сидеть, ползать стоять и потом пойти. Для этого нужно время, правильное и своевременное развитие мышечной мускулатуры. Это способствует правильному формированию шейного и поясничного лордоза, грудного кифоза. Искривления позвоночника могут повлечь неправильное расположение органов и их дисфункцию, нагрузку на отдельные участки позвонков, возможна деформация зубочелюстной системы с формированием неправильного прикуса и дефектов речи.
спасибо, Ляйсан Альбертовна! Мне бы такую статью в первую беременность..