Психология и отношения
Кризис 3 лет
Очень уважаю родителей, которые заботятся о своих детях, которые ищут пути разрешения конфликта, а не используют ужасные телесные наказания.
Люблю родителей, которые любят своих малышей. Когда ребенок находится на пороге 3 лет, с ним начинают происходить различные изменения. Он вдруг начинает протестовать, кричать, обзываться, совсем не слушаться. Родители в этот момент вообще ничего не понимают. Ведь раньше то все хорошо было. А тут как подменили ребенка. Далее, начинается хождение по врачам, поиск проблемы, желание дать успокоительные.
А оказывается, это все кризис лет, который характеризуется семизвездием симптомов, которые хорошо описал Л.С. Выготский.
Негативизм
Речь идет, именно, о детском негативизме. Его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме ребенок не принимает вообще ничего, что предлагают ему взрослые. То есть, что бы взрослые не предлагали, все будет отклоняться. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. При негативизме ребенок не хочет что-нибудь сделать только потому, что это предложили родители.
Упрямство
Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему очень этого хочется, а потому, что он это потребовал. Он просто настаивает на своем требовании. Два момент отличают упрямство об обычной настойчивости. Первый момент — общий с негативизмом – имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день находиться на дворе. И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т.е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.
Строптивость
Ребенок идет против норм воспитания. Выражается в своеобразном детском недовольстве. Ребенок на все может отвечать «нет» или «не хочу».
Своеволие
Заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам.
Протест-бунт
Все поведение ребенка приобретает черты протеста. Частые ссоры ребенка с родителем – обычное ежедневное занятие.
Обесценивание
Ребенок начинает обесценивать любимые игрушки, начинает видеть все плохое. Могут появиться негативные термины в речи
Деспотизм
Чаще всего в семьях с единственным ребенком. Ребенок проявляет власть на семьей. Ищет для этого различные способы, чтобы было все по его требованию. А в семьях, где несколько детей имеет место ревность.
Ребенок, привыкший к опрятности, при неблагополучном течении кризиса часто возвращается в этом отношении к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, так называемые гипобулические припадки, т.е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но по сути дела не являются болезненными припадками в собственном смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками, ногами), а представляют собой крайне заостренные черты негативизма упрямства, обесценения, протеста.