Семейный юрист

Права пациентов. А вы знаете свои права?

Права пациентов. А вы знаете свои права?

Общеизвестно, что закрепление прав одной стороны предполагает возложение соответствующих обязанностей на другую. Но всегда ли работает эта простая, на первый взгляд, схема? По нашему мнению, этот вопрос особенно актуален при оказании медицинской помощи. В данной статье мы постараемся осветить, как он решен в российской правовой системе.

Права граждан при оказании медицинской помощи закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года. Однако, несмотря на давность правового регулирования, далеко не все медицинские работники знают и соблюдают права пациентов, и лишь немногие пациенты знают свои права и требуют их соблюдения.

Отметим, что наличие этих прав не зависит от того, в какое лечебное учреждение обращается пациент – в государственное или частное, а также от того, кем будет оплачиваться оказанная медицинская помощь, будет она бесплатной для пациента или нет.

Права пациентов едины для всех случаев оказания медицинской помощи.

1. Право пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.

Закрепление данного права пациента указывает на необходимость соблюдения медицинскими работниками профессиональной этики.

Клятва врача закрепляет обязанность врача внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Право пациента на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения.

При выборе лечащего врача учитывается его согласие, выбор лечебно-профилактического учреждения возможен только в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования, предусматривающими перечень медицинских учреждений.

Правила обязательного медицинского страхования граждан в РТ предусматривают закрепление граждан по месту фактического проживания в одном из амбулаторно-поликлинических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования.

Смена амбулаторно-поликлинического учреждения без смены жительства возможна не чаще одного раза в год.

3. Право пациента на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Следует отметить, что пациент не всегда может самостоятельно оценить, соответствуют условия его обследования и лечения санитарно-гигиеническим требованиям или нет. Поэтому соблюдение данного права пациента находится в прямой зависимости от добросовестного выполнения соответствующих обязанностей медицинскими работниками.

4. Право пациента на проведение консилиума и консультаций других специалистов.

Согласно закону лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законного представителя приглашает консультантов и организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.

5. Право пациента на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.

Следует отметить, что врач вправе облегчать боль только разрешенными к применению методами и средствами, при условии, что они не причинят вред здоровью пациента. Вспомним заповедь Гиппократа: «Не вреди!».

6. Право пациента на врачебную тайну.

Закон закрепляет право пациента на врачебную тайну и определяет само понятие врачебной тайны, в которое включается: информация о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей. При оказании медицинской помощи врач должен подтвердить пациенту гарантии конфиденциальности сообщаемых им сведений.

Только с согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам, в т.ч. должностным, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими работниками за разглашение врачебной тайны несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя допускается в следующих случаях:

  • в целях обследования и лечения пациента, не способного из-за своего состояния выразить свою волю:
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет (больному наркоманией в возрасте до 16 лет) для информирования его родителей или законных представителей;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий.

7. Право пациента на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

В соответствии с законом информированное добровольное согласие пациента является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства. Согласие должно быть добровольным, т.е. без принуждения со стороны медицинских работников.

Пациент должен быть хорошо проинформирован о состоянии своего здоровья, т.к. только на основании полной информации он сможет принять соответствующее решение.

Информация должна включать сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Пациент должен получить информацию о состоянии своего здоровья в доступной для него форме.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет (больных наркоманией, не достигших возраста 16 лет), и лиц, признанных недееспособными, должны давать их законные представители.

В случаях, когда состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, но медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении решает консилиум врачей, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач.

8. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства.

Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. При отказе от медицинского вмешательства пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия.

Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей пациента, не достигшего возраста 15 лет (больного наркоманией, не достигшего возраста 16 лет), либо законных представителей пациента, признанного недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни пациента, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов пациента.

9. Право пациента на информацию о состоянии его здоровья, а также на выбор лиц, которым она может быть передана.

Пациент вправе требовать предоставления информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья, а также определять круг лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.

Информация о состоянии здоровья пациента предоставляется ему самому, а в отношении пациентов, не достигших возраста 15 лет (больных наркоманией, не достигших возраста 16 лет), и пациентов, признанных недееспособными, — их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме пациенту и членам его семьи, если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию пациента ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы других лиц.

10. Право пациента на получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования.

Программы добровольного медицинского страхования предусматривают получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

11. Право пациента на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

Пациент вправе требовать возмещения ущерба, возникшего вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда его здоровью.

12. Право пациента на допуск к нему адвоката и священнослужителя.

При нахождении в лечебном учреждении пациент имеет право на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав. Пациент также имеет право на допуск священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения его прав пациент может обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в профессиональные медицинские ассоциации, в страховые медицинские организации и в суд.

Не лишним будет отметить, что придание жалобе письменной формы увеличивает вероятность получения результатов. К сожалению, многие пациенты предпочитают жаловаться устно, о причинах можно только догадываться: то ли страх, то ли лень. Так или иначе, устные жалобы редко дают положительные результаты.

К письменной жалобе следует приложить документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в жалобе: копии медицинских документов, договоров на оказание медицинских услуг, чеков об оплате медицинских услуг, лекарственных средств и т.д.

Медицинские документы (лист назначений, выписка из истории болезни) должны отражать назначение всех медикаментов, которые принимались пациентом по назначению врача, при отсутствии этой информации пациент вправе требовать ее внесения. Документы, подтверждающие оплату медицинских услуг или лекарственных средств, должны содержать их наименования. При отсутствии на кассовом чеке наименований медикаментов пациент должен потребовать товарный чек, на котором они будут указаны.

Наш автор-эксперт: правовой консультант Эльвира Ильдаровна Мухитова

Автор:
Issue/Здравый смысл
2548
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...