Дети

Не все потеряно, или способы реабилитации детей с ДЦП

Не все потеряно, или способы реабилитации детей с ДЦП

Думаете, детский церебральный паралич — пожизненный приговор? Отнюдь нет! Да, поражения в центральной нервной системе, из-за которых возникает ДЦП, необратимы, однако мозг имеет огромные компенсаторные возможности, и функции погибших участков частично берут на себя сохранившиеся участки мозга.

Понятно, что все это происходит не без помощи со стороны: ДЦП требует активного вмешательства специалистов, родителей и самого ребенка.

Сегодня медицина предлагает нам огромное количество методов лечения и реабилитации ДЦП. Причем направлены они не только на лечение, но и на социальную адаптацию ребенка в обществе.

Нагрузочный костюм

Он позволяет снизить выраженность патологических рефлексов и ускорить выработку нового, более близкого к норме двигательного стереотипа. У большинства получены положительные результаты, демонстрирующие улучшение походки и стояния, уменьшение спастичности, гиперкинезов, повышение устойчивости и, что очень важно, развитие речевых и интеллектуальных функций. Использование лечебного костюма требует определенной подготовительной работы: проведение массажа, комплекса индивидуально гимнастики и др.

Тренажер Гросса

Воспитывает навыки передвижения. Опыт показывает, что после проведенных курсов при помощи тренажера у детей отмечены следующие результаты: улучшилась опорная и силовая функция конечностей, появилась возможность выполнения различных вариантов локоматорного акта (приставным шагом, назад, ускоренная ходьба). Большая часть родителей отмечают прогресс в умственном развитии, улучшении речи, внимания, памяти, эмоционального фона, контакта с окружающими.

Механотерапия (использование блочно-грузовой системы)

Локально воздействует на определенные группы мышц. С ее помощью достигается увеличение мышечной массы, выносливости, силы мышц.

Метод Войтатерапии

Способствует последовательному формированию двигательных навыков у грудных детей. Провоцируемые активные движения помогают сформировать в центральной нервной системе ребенка модель передвижения.

Иппотерапия

При верховой езде мышцы спины животных, осуществляя трехмерные движения, массируют мышцы ног ребенка — внутреннюю сторону бедер, икроножные мышцы, голеностоп, паховую область. Всадник, стараясь принять на лошади более надежную и удобную посадку, вынужден плотнее прижимать ноги к лошади, что увеличивает силу воздействия на его мышцы.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку ребенок-всадник, двигаясь вместе с конем, инстинктивно стремится сохранить равновесие, чтобы не упасть, тем самым побуждая к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Во время движения лошади туловище всадника выполняет те же движения, что и при ходьбе.

Кроме массажа ног и сильной внутренней мотивации к занятиям, имеются еще два фактора, содействующие уменьшению спастики. Во-первых, это тепло — температура тела лошади на 2-3 градуса выше температуры человеческого тела. Во-вторых, отсутствие внутреннего напряжения, иногда наблюдающееся у ребенка при лечебном массаже, поскольку в этом случае массажист регулирует погрузку на мышцы. На коне ребенок выбирает погрузку самостоятельно: она растет понемногу, плавно и постоянно.

Метод положительной обратной связи (БОС)

В ходе БОС-сеанса необходимые физиологические датчики, определяемые характером нарушения, регистрируют нужные физиологические параметры. Эти параметры затем поступают в компьютер, анализируются и в понятной и легкодоступной форме предъявляются пациенту либо на экране монитора, либо в виде звуков музыки.

Другими словами, пациент начинает видеть и слышать свои физиологические реакции, в обычных условиях не доступные сознанию. Это создает условия для терапевтического восстановления, нормализации этих физиологических реакций путем переобучения.

Кинезиотерапия

Занимает важное место в системе немедикаментозного лечения и реабилитации больных с ДЦП.

Хирургические методы

Может помочь в случае серьезной спастичности мышц.

Применение ботулотоксина типа А

Блокирует поступление нервных импульсов, поэтому мышцы перестают активно сокращаться и постепенно расслабляются. Это в свою очередь позволяет устранить повышенный мышечный тонус, ходьбу на носочках. Благодаря новому методу дети не нуждаются в посторонней помощи, им становится легче ухаживать за собой и осуществлять гигиенические процедуры.

Данный метод позволяет ограничить проведение оперативных вмешательств детям и осуществлять коррекцию щадящими консервативными методами. Это не чудо-лекарство, и у одних пациентов эффект лечения будет выражен больше, чем у других. Наилучших результатов можно добиться у детей в возрасте старше 5 лет.

Эффект от действия препарата не появляется мгновенно: до появления некоторых улучшений может пройти около 2 недель. Действие препарата — 5-6 месяцев. Другие реабилитационные методы, проведенные в этот промежуток времени, окажутся гораздо эффективнее.

Метод Монтессори

В ходе занятий развивается мелкая и крупная моторика, координация движений, самостоятельность, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности. Методика Монтессори формирует у детей широкий кругозор, внутреннюю мотивацию к познанию нового, умение концентрироваться на работе, наблюдательность и самостоятельность.

Куклотерапия

Кукла в глазах малыша — настоящая, живая. Ребенок часто старается одушевить игрушку. А если она еще и двигается, поет, танцует, разговаривает, то может надолго увлечь его. И часто именно кукла объяснит ребенку то, что вам не удается втолковать.

Можно, конечно, стать только потребителем, то есть прийти на готовый спектакль и посмотреть его. А можно стать творцом кукольного представления.

Одевая на руку куклу, малыш как бы сливается с ней, через нее переживает различные жизненные ситуации, может справиться со своими страхами, выплеснуть негативные эмоции или, наоборот, поделиться своей радостью.

ИЗО-терапия

Это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно высказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде.

Канистерапия

Дети ухаживают за собаками (расчесывание шерсти улучшает мелкую моторику), дрессируют их (учатся четко произносить слова), а главное — двигаются. Есть случаи, когда ребенок вставал с инвалидного кресла, превозмогая боль, чтобы гулять с любимой собакой. Обладающие безошибочным чутьем собаки улавливают малейшие изменения в настроении, отвечают на них быстро и эмоционально, что дает ребенку чувство собственной ценности.

Даже глубоко погруженный в себя малыш не может не реагировать на бурную радость собаки при встрече или тоску при расставании. Рядом с собакой он начинает чувствовать себя, с одной стороны, защищенным, а с другой — ответственным за близкое существо.

Кроме все прочего, существуют метод Бобат, массаж и ЛФК, психо-, спорт-, эрго-, сказко-, драмо-, игро-, музыкотерапия и многое-многое другое.

Каким бы ни был метод, основная задача не просто поддержать здоровье ребенка, но и адаптировать его к обществу. Если у него будут друзья, если он сможет нормально жить и работать в обществе, активно участвовать в общественной жизни и отдыхать среди людей, он будет по-настоящему счастлив. И счастье его в ваших руках. 

Автор:
Дарья Минская
4043
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...