Дети

Как избежать ошибок в организации питания ребенка

Как избежать ошибок в организации питания ребенка

Любая мама выдаст вам на автомате заученную фразу: «Ребенок должен питаться хорошо и разнообразно!». Но вот почему, и что значит «хорошо и разнообразно», скорее всего, затруднится с ответом. Не потому ли практически в каждой семье, где есть ребенок, три раза в день повторяется одна и та же ситуация: «Ну, пожалуйста, еще одну ложечку, солнышко!»

Еда не только наша потребность. Вкусное лакомство не только полезно, но и радостно. А стоит ли настаивать и давить родительским авторитетом в том, что должно приносить удовольствие?

Мы — современные родители, просвещенные книгами, советами и интернетом. И порой из-за истин, кажущихся нам ошибочно непреложными, вынуждены изо дня в день сражаться с собственным чадом. Место битвы – обеденный стол, предмет спора – еда.

Далеко в прошлом времена, когда голод был реальной угрозой жизни человека. На повестку дня вышло качество пищи, а не ее количество. Но понятие качества у детей и их родителей не всегда совпадает. Потому что с точки зрения взрослого качественная еда должна быть в первую очередь полезной. А ребенок считает – вкусной. Вкусной на его вкус.

Азбука еды

Три кита нашего питания – белки, жиры и углеводы. Плюс «китята» — витамины, минералы, другие биологически активные вещества. Белки – строительный материал, жиры и углеводы – источники энергии, витамины и микроэлементы – важные регулировщики обмена веществ.

Поступление этих веществ в организм не всегда подчиняется формуле «1:1:3», плюс как можно больше витаминов и минералов. Потребность в них определяется многими факторами – возрастом, полом, состоянием здоровья, физическими нагрузками, временем года, плотностью вчерашнего ужина и т.д. и т.п.

Организм сам регулирует свое насыщение, подсказывая, что ему хочется сладенького, кисленького или еще чего-нибудь по заказу Его величества желудка.

Детский организм намного мудрее, чем взрослый. Он еще не отягощен стереотипами, интуитивно малыш сам выбирает оптимальное количество и форму поступления всех питательных веществ. Например, ребенок отказывается от клубники, но вовсю налегает на лук, чеснок и зелень. Или не уважает молоко, зато обожает сыр. Задача родителей – понять желания ребенка. И проконтролировать. Потому что по тем или иным причинам сбои в аппетите случаются, а значительный перекос в поступлении каких-либо веществ чреват последствиями.

Самый распространенный пример – появление ложных друзей. Все дети любят сладкое. Их чувствительные язычковые рецепторы чрезвычайно восприимчивы к этому вкусу.

Но мудрый детский организм не занимается вредным обжорством. Нормальный, здоровый, незакомплексованный ребенок не будет есть лишнюю конфетку из жадности – не захочет.

Другой пример — взрослые перекусы шоколадным батончиком плюс навязчивая реклама о «пользе» этих самых шоколадных батончиков или мороженного. И вот в рот идет явно лишний кусок. А ведь регулярное чрезмерное поступление углеводов в детский организм вызывает задержку воды, отечность, тучность, вялость, снижение активности, иммунитета.

Так формируется пристрастие к однообразному питанию, которое наряду с пере- и недоеданием относится к пищевым нарушениям.

Целесообразное разнообразие

Крайние формы однообразного питания опасны следующим:

  • недопоступлением в организм полезных веществ;
  • закреплением определенных пищевых стереотипов;
  • снижением аппетита, вплоть до отвращения к еде.

Чтобы не дойти до таких крайних степеней, требующих уже явного вмешательства диетолога, разберемся с одно- и разнообразием в детской тарелке.

В первый год жизни ребенка однообразие в еде — это правило. Нет ничего лучше и питательнее для растущего не по дням, а по часам малыша, чем грудное молоко. Или, если естественное вскармливание невозможно, адаптированная смесь, обогащенная всеми необходимыми биологически активными веществами.

Ближе к концу первого года мы начинаем готовить малыша к знакомству со взрослой едой, то есть мы начинаем демонстрировать ребенку вкусовое разнообразие еды. И здесь важно не переусердствовать. Вводить новый прикорм можно только тогда, когда малыш хорошо «переварил» предыдущий. Если на что-то из еды отмечается аллергическая реакция, лучше вернуться к старому, проверенному, пусть однообразному, зато и любимому, и приносящему пользу продукту.

С этого периода лет до 5-6 у ребенка начинается знакомство с новыми вкусовыми ощущениями. Происходит постепенное расширение вкусового диапазона. Знакомство с новой едой происходит под руководством родителей, которые сталкиваются с рядом препятствий.

У подрастающего крохи начинает проявляться пищевой характер – любимые блюда и периодическое сопротивление к новым продуктам. Как показали исследования лондонских ученых, вместе с приобретением самостоятельности, приблизительно в возрасте 2-3 лет, и до начала школьного периода у детей случаются периоды отказа от дегустации новой пищи.

Психологи объясняют это неофобией – боязнью нового, антропологи оправдывают историей развития человечества и риском отравится ядовитыми ягодами и грибами, когда малыш потихоньку выбывает из-под пристального внимания родителей.

Нет ничего страшного, если ребенок некоторое время будет питаться в относительно свободном режиме. Пусть выбирает любимые блюда, через месяц-другой на смену этим продуктам придут следующие. Если не заставлять ребенка насильно изменять рацион, природа сама потребует разнообразия. Начиная со школьного возраста, маленький человечек уже станет осознанно делать свой выбор в еде — в соответствии с формирующимся у него вкусом.

Родительская индульгенция

Очень редко проблемы ограниченного меню связаны с болезнью (нарушения обмена веществ, проблемы желудочно-кишечного тракта и т.д.). Если малыш весел, активен, не отстает в умственном или физическом развитии, родителям стоит успокоиться. Каждый человек индивидуален – на вкус, цвет, а еще и рост, и вес – товарищей нет. Скорее обеспокоенность скудным пищевым диапазоном — психологическая драма родителей, считающих богатый стол венцом заботы о ребенке.

В знаменитой пирамиде здорового питания не выделяют химический состав еды. На практике намного удобней рассматривать происхождение тех или иных продуктов. Вся пища делится на мясные, молочные продукты, фрукты и овощи, злаки (в т.ч. хлеб). Основная задача родителей -проследить, чтобы все эти группы продуктов присутствовали в пищевом рационе ребенка

И не беда, если мясо представлено только курицей, а не изысканным кроликом или аргентинской говядиной, овощи – нашей родной картошкой, морковкой и свеклой, а не авокадо с турнепсами. Главное желание родителей — накормить ребенка полезной, качественной и с любовью приготовленной едой.

Личный опыт

Съедобные стимулы

Наша Маша всегда ела плохо. Дома ковырялась в тарелке с кашей по часу. В садике заканчивала есть самая последняя. У меня опускались руки — и докармливать с ложки в 4-5 лет уже смешно, и покрикивания ни к чему не приводят, и попустительством заниматься вроде тоже нельзя.

Тогда я решила привлечь дочку к составлению меню и приготовлению еды. Поначалу мы всей семьей сидели на гречке (любимая крупа), котлетах (любимое «мясо»), борще (любимый суп) и чае с молоком (любимый напиток). Фрукты, слава богу, изгнанию не подверглись: все, что мама с папой были в состоянии купить, все съедалось.

И Машуня стала есть! Сама! Все то, что «сама» приготовила!

Я не расстраивалась из-за однообразия – главное, что ребенок стал заинтересованно есть. Тем более что через месяц-другой дочка сама предложила сделать пюре и курочку…

Светлана РАДИОНОВА

Пьем проверенное

Не знаю, считается ли это однообразным питанием, но с выбором питья у нашей Вики вопрос определен – сок, чай, молоко. Дочке сейчас 6 лет, она ни разу не пробовала кофе, категорически отказывается от какао, не понимает всякие молочные коктейли, достаточно прохладно (только если ничего больше нет, а пить хочется очень) относится к сладким газировкам типа кока-колы или фанты, и еще не любит компот с киселем.

К питью, которое ей не нравится, у Вики не только отвращение, но и мгновенная рвотная реакция. В садик мы носили чай, чтобы Виктории заваривали его, когда в меню нежелательные напитки. В школе надеемся на более разнообразную продукцию столовой.

Сначала переживала о полезных для ребенка компотах и киселях, но считаю, что свежими фруктами и соками она свои полезные вещества набирает. Наверное, это не очень хорошо – капризность в выборе питья, но зато я не беспокоюсь о непомерном потреблении всяких «химических» напитков.

Неля КЕТДУК

Автор:
Олеся МИСЛАВСКАЯ
1855
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...