Дети

Подводные камни раннего обучения детей

Подводные камни раннего обучения детей

Несколько лет назад Москва восхищалась двумя девочками-близнецами, которые в 2 года цитировали наизусть «Мцыри» Лермонтова, складывали слова из кубиков. Сейчас им по 9 лет, они рассказывают все то же «Мцыри», складывают слова из тех же самых кубиков и ничего более, кроме диагноза «задержка психического развития», не приобрели. Данный диагноз ставится до 9 лет, а далее следует олигофрения.

Анализируя разные точки зрения на раннее обучение детей, мы решили узнать, что думают по этому поводу нейропсихологи. На наши вопросы ответила руководитель Центра практической психологии и психотерапии «Вершина» Пескова Лариса Ивановна.

— Как Вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2-3-х лет начинают учить читать, писать, считать?

— Развитие и раннее обучение – различные процессы. К последнему отношусь крайне отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего, кроме травмы, из этого не последует. И это всем однозначно понятно, и доказательств никаких не требуется. Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому, если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два-три года – это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать – нагружать его познавательные процессы, – то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы.

И скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить. Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться не сразу. И тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи; почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате. Никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

— Так все-таки, надо ли готовить ребенка к школе? Если да, то когда начинать?

— Готовить к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Всегда это начиналось года в четыре, лучше в пять. Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. Потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А затем спрашивает: «Как тебе кажется, чем они похожи и чем различаются?» Вот это и есть развитие познавательных процессов и лучшая подготовка к школе.

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. Кроме того, чтобы писать у ребенка должна быть сформирована мелкомоторная сфера и изолированные движения кистью руки. В противном случае, в школе он будет делать движения всей рукой, а значит быстро уставать.

-К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

— Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов. Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет никакого отношения к интеллекту.

— Каковы же основные законы развития?

— Развитие подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. А это значит формировать способы познания мира, понимать свои эмоции и уметь выражать их, развивать самосознание, нравственные представления, общаться со сверстниками и т.д.

— Какие советы Вы можете дать родителям?

— Во-первых, не поддавайтесь на провокации чудесного превращения вашего младенца в вундеркинда, гения. Прежде чем отдать ребенка в дошкольное учреждение, разберитесь с богатым набором новаторских «брендов». Во-вторых, не превращайте успехи малыша в повод продемонстрировать перед знакомыми его необыкновенные способности. Из этого он вынесет одно: я занимаюсь не потому, что мне интересно, а для того, чтобы удивить родных и маминых подруг. В-третьих, не скупайте подряд все пособия. Пусть ребенок освоит что-то одно. Выберите то, что понятно вам и интересно малышу. И последнее, девизом родителей должно быть: «Не учить, а знакомить».

2703
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...