Школьники

Ожидания и неожиданности 1 сентября

Ожидания и неожиданности 1 сентября

Помню, как я пошла первый раз в первый класс. Уже с бантами, в отглаженном белом фартуке, с дефицитным ранцем со Степашкой за спиной, я неожиданно для родителей закатила истерику и категорически отказалась идти на торжественную линейку. Нет, я не боялась школы, уже была знакома со своей первой учительницей, которая мне очень понравилась, да и получать знания мне не терпелось – причина была в другом…

Мне не понравились цветы: родители купили мне букет пышных астр, а мне хотелось «большие и длинные» — гладиолусы. Ничего не поделаешь – пришлось срочно посылать гонца за новым букетом. Папа потом рассказывал мне, что эти гладиолусы перевешивали меня, нарушая координацию движений, но я была несказанно счастлива – первое в моей жизни 1 сентября удалось!

Разобраться в том, какие еще разные трудности поджидают родителей и первоклашек, а также как справляться с новым периодом в жизни и тех и других, нам помогла педагог-психолог, руководитель детской линии телефона доверия Гузель Талгатовна Фатыхова.

Детская неожиданность

Просто мечта: ребенок-дошкольник живет и радуется: когда захочет встает и большую часть своего времени проводит за играми. Как вдруг однажды родители, взяв за руку, отводят его в школу и сажают за парту: теперь ты должен сидеть здесь, слушать, что тебе говорят и прилежно учиться. Ясно, что для ребенка это очень большой стресс.

Теперь для него самое важное – уметь организовать самого себя, научиться собой управлять.

Важно осознать, что у ребенка вызывает большое напряжение необходимость долго сидеть на одном месте, причем не только сидеть, но и при этом внимательно воспринимать информацию, ведь вероятнее всего до этого этапа малыш вел гораздо более активный и подвижный образ жизни.

Именно в это ответственное время велика вероятность столкнуться со следующими сложностями: ребенок может заболеть (период адаптации к школьным условиям в этом отношении не менее опасен, чем аналогичный этап в детском саду).

Еще одна сложность – выработка внимания. Ребенку действительно нужно тренировать свое внимание, уметь концентрировать его на преподносимой информации, не рассеивать на всем том «интересном», что его окружает, а сосредотачиваться именно на тех знаниях, о которых идет речь в данный момент. Детям нередко тот или иной урок нравится больше чем остальные, и такие первоклашки часто сидят на уроке математики, мечтательно глядя в окно в ожидании урока русской литературы, где они наконец-то смогут рассказать приготовленный стих. В такой ситуации важную роль играют учителя – их умение заинтересовать ребенка.

Следующий немаловажный момент – это общение и взаимодействие. В этом отношении детям, посещавшим детский сад, конечно, проще приспособиться.

Если ребенок не ходил в детский сад, то он тяжелее мирится с появлением в его жизни нового взрослого с руководящими функциями – учителя. Этому новому взрослому, несущему знания, ребенок ищет место в своем мире, и это тоже отнимает силы и энергию.

Помимо взрослого – учителя – есть еще одноклассники – с кем-то предстоит подружиться, а с кем-то — нет. Каждый из этих одноклассников несет ребенку что-то новое: эмоциональный позитив или негатив, вызывает интерес или оставляет равнодушным.

Все это следует объяснить вашему малышу еще до 1 сентября простыми словами и спокойным, ровным тоном.

Будь готов

До того, как ребенок пойдет в школу родителям важно проводить подготовительную работу. Сейчас существует множество курсов подготовки ребенка к школе, а в последующем – его адаптации в среднем учебном заведении. В программу адаптации обычно включают следующие элементы: уроки делают короче, чем 40 минут, во время занятия практикуются физкульт-минутки, в игровой форме проводится знакомство со школой. Грамотный учитель даже в условиях обычной государственной школы большое внимание уделяет адаптации ребенка.

Родителям нужно тренировать ребенка, что в его жизни скоро появятся новые обязанности, место, где он будет выполнять определенную работу. Можно так и попытаться объяснять дошкольнику, что мама и папа ходят на работу, а ты будешь ходить на свою работу. Грамотно преподнести ребенку необходимость ходить в школу очень полезно и интересно.

Важно показать дошкольнику, что и родители заинтересованы его ученической жизнью: внимательно выслушивать его рассказы о школе – поддерживать в решении сложностей, вместе радоваться успехам и смеяться над забавными случаями.

Постарайтесь, чтобы еще до того, как малыш пойдет в школу, у него в комнате было свое рабочее место: удобный письменный стол и стул. На этом этапе лучше обойтись без компьютера. За этим учебным местом можно вместе с ребенком читать книжки, рисовать, лепить, играть в развивающие игры, делать поделки – чтобы дошкольник постепенно приучался к тому, что и сидя на одном месте можно заниматься чем-то увлекательным. Если малыш очень неусидчивый, можно начинать буквально с пяти-десяти минут, постепенно увеличивая время.

Дети бывают разные: есть дошколята, которые с удовольствием примеряют школьную форму, рассматривают книжки и канцелярские принадлежности, купленные родителями к 1 сентября, а есть малыши, которые категорически отказываются идти в школу. Это нежелание психологи объясняют страхом перед неизвестным.

Обычно достаточно поговорить с ребенком, подробно объяснить, что это такое, а не подшучивать над малышом по поводу его неуверенности. Очень эффективно также сходить с ребенком на своеобразную экскурсию, показать ему школу изнутри, подробно рассказать об учебном процессе. На перемене можно заглянуть в кабинеты, где учатся малыши и где дети постарше, все это нужно сопровождать объяснениями о том, что учиться совсем не страшно, а очень даже интересно и весело.

Многое зависит и от того, какую вы выберете школу и какого учителя для своего ребенка.

Прекрасно, если в школе по месту жительства вас все устраивает. Если же вы встретили учителя, который с первого взгляда отпугнул вашего ребенка, значит, следует искать другую школу.

«Нельзя» и первые сложности

Чего делать категорически нельзя: запомните это, чтобы школьные годы вашего ребенка начались гармонично. Нельзя оценивать ребенка, использовать метод сравнения. Например, если в семье есть старший ребенок, который уже учится в школе, нельзя ставить его в пример, говоря о том, что старший — отличник и умница, и ты должен стремиться быть таким же. Ведь и «четверка» в первом классе – это очень хороший результат. Нельзя требовать от малыша «всего и сразу».

Если случился конфликт со сверстником, важно поговорить с ребенком, понять ситуацию, выслушать позицию вашего ребенка и понять, как он считает и чего он хочет от возникшей ситуации.

Можно, конечно пойти в школу и устроить скандал – но не нужно. Возможно, за ребенком навсегда закрепится прозвище «маменькин сынок или дочка». Эффективнее научить ребенка делать выводы из сложившейся ситуации — как он поступит в следующий раз, чтоб не допустить того, что произошло сейчас; и что будет делать, если все-таки конфликт произошел.

Командная работа

Самое главное помнить, что в любом возрасте очень важно разговаривать с ребенком и вести с ним диалог как с личностью, пусть даже маленьким, но человеком со своими желаниями, потребностями, а главное возможностями. Вы можете достаточно активно участвовать в учебном процессе, помогать первоклашке с уроками.

Но ни в коем случае не делать домашнее задание вместо самого ученика, как бы ребенок ни капризничал, делайте уроки вместе и старайтесь прививать ему интерес к учебе. Даже выполнение домашнего задания можно превратить в познавательную игру.

Польза в совместном выполнении домашнего задания двойная: вы не только помогаете ребенку справляться с учебным процессом, но и уделяете ему драгоценное время, внимание и заботу – а этого ни репетитором, ни няней не заменишь.

Надеемся, что такие простые на первый взгляд рекомендации помогут вам лучше понимать вашего малыша, а период ученичества станет просто песней – «Школьные годы чудесные»…

Автор:
MarLi
2314
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...