Здоровье
Скажите мне, что я здорова
Почти два года я ходила по гинекологам, пытаясь выяснять, что это со мной происходит. Выделения были, как говорится, без вкуса, без цвета, без запаха, но портили мне белье и прочую легкость бытия. Врач разводила руками, отправляла на очередные анализы и задумчиво смотрела вглубь моего междуножья. Разумеется, я меняла врачей.
Гинеколог №1
У первой была короткая стрижка и модные очки, она сразу перешла на ты, но при этом была удивительно отстраненной и также отстраненно разводила руками: мол, как-то все у тебя непонятно, таинственно всё.
Отработала по протоколу: когда начала половую жизнь, сколько раз рожала, первый день последней менструации; проверила на инфекции и онкологию — чисто. На мой вопрошающий взгляд выдохнула и выписала полный набор: антибиотики, пробиотики, свечи. Когда я напомнила, что кормлю ребенка и «на всякий случай» ничего делать не буду, она с улыбкой предложила мне встретиться через год.
Гинеколог №2
Другая была более вовлеченной. Расспрашивала о том и об этом: как рожала, что пила, кого любила. Из ответов она узнала о периодически появляющейся в моих диагнозах эрозии шейки матки, и принялась “расследовать” эту версию. Была очень уверенной, говорила: точно-точно, это оно, я нашла!
Сомнение на ее лице я увидела, когда она получила результат гистологии с фразой «эндоцервикоз с поверхностным заживлением». Тогда она перестала убеждать, что радиоволновое прижигание экологичнее лазерного и предложила с этой хирургией подождать. Полгодика. И выписала вида каких-то витаминов каких-то, благотворно влияющих на цикл.
Гинеколог №3
И тут я подумала о том, что может быть не зря говорят, что врачи платных клиник — это в первую очередь коммерсанты и делают клиникам обороты. Мне, привыкшей идеалистически относиться к понятию профессионализм, это всегда казалось преувеличением, но в дым без огня я все же не верю.
К первым двум врачам я ходила по ДМС (хвала моей дорогой корпорации!), а к третьему решила пойти в гинекологию по месту жительства
Там был ремонт и беременные сидели в очереди, закрывая лица платками, шарфами, воротниками — запах краски был навязчив. В таких условиях врачам очевидно и понятно, было не до работы. Врач взяла мазок, не задав ни одного вопроса об истории лечения. На следующем приеме мне сообщили, что у меня обычный кандидоз и наказали немедленно купить что-то соответствующее.
Можно подумать, что это счастливый конец истории, но на самом деле это самый неприятный ее поворот. Что такое молочница я, как и большинство женщин, прекрасно знала. По-моему, это один из самых очевидных «женских» диагнозов: «творожные» выделения сложно спутать с чем-то другим. Результат мазка мне на руки не дали. Точнее, отказались дать.
После такого диагноза я вконец разочаровалась в своей удаче и решила сделать то, что мне советовали два первых гинеколога: подождать. Без цвета, без вкуса, без запаха же…
Сила интернета
Прошел год, кормить дочь я перестала, расклад не изменился и я начала думать, к кому же за выяснением истины податься теперь. Но визит не состоялся. Совершенно случайно, каким-то фоновым зрением, я заметила ссылку на статью в каком-то попсовом интернет-журнале и… простите, офигела от собственной глупости. Свое отношение к врачам в тот момент я еще не смогла сформулировать.
В этой статье предельно популярно объяснялось, что такое женский цикл и как он выглядит: текст был с одной стороны физиологичен, с другой — образен! И это не оставляло никаких шансов запутаться в диагностике. На два месяца я установила наблюдение за свои циклом: качество выделений, количество выделений. И всё сошлось. Один в один по написанному! И ответ был очень прост, слишком. Причина выделений, которую в течение двух лет не могли вычислить три гинеколога, была в яркой выраженности моей послеродовой овуляции. Обычный цикл здоровой женщины за 30.
Причина выделений, которую в течение двух лет не могли вычислить три гинеколога, была в яркой выраженности моей послеродовой овуляции. Обычный цикл здоровой женщины за 30.
Конечно, в первую очередь, это минус мне и моему гинекологическому образованию. Как-то выборочно нам его давали в школе: обычно это были истории о том, как в соседней школе пятнадцатилетняя Маша забеременела. А до родов этих симптомов не было, поэтому в изменении своей физиологии я и стала видеть проблему. И следом — врачи.
Но, товарищи, разве не минус здесь и гинекологам? Отдам должное, гинеколог №2 начала мыслить в сторону цикла, но (и это ключевое!) уже изначально цикл был для нее проблемным!
Вывода два
Первый вывод: девочки, пожалуйста, давайте учить матчасть. Причем не «вторичные темы»: болезни, патологии и способы лечения, а то, как оно по-хорошему должно быть. О норме и ее допустимых отклонениях. То есть сначала изучаем здоровье, а потом уже болезнь. Еще раз! Это принципиально важно: должна быть презумпция невиновности. В восприятии своего здоровья должна быть презумпция невиновности! Кстати, а преподается ли в современных школах валеология?
Второе: примерно о том же, но в другую сторону. Уважаемые врачи, пожалуйста, помните, что женщины, приходящие к вам, могут быть здоровы. Даже если они думают иначе. Нас всех так заворожил культ болезни, что мы с легкостью сдаемся в этот плен.
Задавайте нам простые вопросы, базовые. Никогда не предполагайте, что пациентка что-то там знает, — спрашивайте. В ваших анкетах всегда есть вопрос о длительности цикла — пожалуйста, уточняйте и его качество. И не только вопросом про болезненность. Спросите женщину о том, как ведет себя ее цикл, когда она считает, что здорова. Расскажите ей, что такое здоровый цикл.
Поверьте, мы судим о вашем профессионализме не по тому, сколько лекарств вы назначите. Для нас самое важное то, как быстро мы почувствуем себя здоровыми. Особенно если это случится после обычного (а на самом деле — волшебного) разговора.