Развитие детей

Радость в жизни ребёнка

Радость в жизни ребёнка

Ребёнок делает радость из ничего, из ерунды, и его жизнь становится богатой и насыщенной. 

Это потрясающее умение – делать события из пустоты. Можно просто хлопать по ушам, можно отдирать клей от пальца или выдувать колечки. Это – пустота, но это весело и может занять целый день. Дети умеют творить радость вокруг себя, а взрослые в это время идут на работу, ругаются, тоскуют. Они грустят, что жизнь пуста, но для того, чтобы наполнить свою жизнь радостью, от жизни не нужно ничего: нужно просто твоё умение и желание наполнять свою жизнь радостью!

Чувствовать себя счастливым естественно для ребенка. 
Дети радостно ощущают свою слитность с природой. Замечали ли вы, как безбоязненно берет
ребенок в руки лягушек, разных жуков, червей, играет с ними? Он не отделяет себя от всего живого, тянется ко всему, что ползает по земле, плавает в воде, летает в воздухе.

Сама жизнь ребенка – как луч восходящего солнца. День его проходит в разнообразных занятиях, которые нам уже давно неизвестны. Ребенок весь обращён навстречу радости, всюду ищет и старается найти её. Он весь в восторженном ожидании счастья. Магия жизнерадостности велика настолько, что с человеком, излучающим радость бытия, у ребенка немедленно устанавливается психологический контакт. Такой человек оставляет отпечаток своей личности в формирующемся сознании.
Как бы ни была сложна жизнь семьи, рядом с ребёнком должен быть хоть один человек, наделенный даром жизнелюбия. Любовь такого человека возмещает ребёнку недостаток внимания со стороны других взрослых, помогает ему вовремя выпрямиться после нанесенных обид, не растрачивать на них душевные силы, необходимые для личностного развития.
Счастливы дети, для которых таким человеком стала мама. К сожалению, таких мам очень мало. Но они всё же есть, хоть и занесены, похоже, в Красную Книгу. Как иногда у них всё не ладится, но не позволяют себе впадать в уныние. Придет в дом – расцветет в улыбке: встречайте, мама пришла! Дети знают о том, что взрослым, в общем-то, нелегко, но их наполняет жизненной силой то, что они видят мать не покоряющейся невзгодам, а борющейся с ними, преодолевающей их.
Дети должны научиться ценить в нас то, что даже в моменты невзгод и огорчений мы стараемся не омрачать настроения других своими неприятностями, не скисаем, за то, что больше всего мы не хотим, чтобы нас жалели, – что угодно, только не это.
Пусть дети научатся отличать настоящую веселость от веселости, за которой мы тщательно скрываем печаль, обиду, а порой и отчаяние. Пусть ценят нас за силу духа, мощь жизнелюбия, непокорность превратностям судьбы, за мужество.
Беда в том, что так бывает не всегда. Социологи задали школьникам вопрос: «Когда вы видели свою маму улыбающейся?» Большинство девочек и мальчиков ответили, что даже не помнят, когда. Растет такой ребенок маленьким, унылым старичком без чувства юмора, без звонкого смеха. Ребёнок, лишённый радости, становится вялым, силы его дремлют в бездействии. 
Радость необходима ему, как кислород. Атмосферу радостного детства надо тщательно оберегать, потому что в ней источник развития.
Радость – мудрая, добрая воспитательница. В способности к радости, переживанию счастья – жизненный импульс, заряд активности. Для духовного роста радость необходима так же, как солнечный свет и воздух – для физического развития.
Радость – понятие разностороннее. В жизни ребенка это радость освоенного умения, нового знания, радость открытия, достижения, эстетического впечатления, радость взаимопонимания, эмоционального контакта. Ребенок, не раз подчеркивал еще Я. Корчак, находится в состоянии постоянной, титанической борьбы и преодоления: он ежедневно, ежеминутно борется со своими ошибками, слабыми знаниями о жизни, со своим непониманием, неумением. 
Некоторым родителям кажется: ребенок больше всего радуется, когда ему что-то покупают. Но этой маленькой радостью не заполнишь той пустоты, которая образуется в душе, если нет радости победы над своими слабыми силами, радости преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, самостоятельного поступка.
Ребенок то и дело празднует свои маленькие и большие победы, терпит поражения. Если он хмурится, когда все смеются, и смеется, когда все переживают, если он зол и недисциплинирован – значит, он страдает, страдает от неуспеха, непризнания. Дайте ему пережить успех, чтобы он не остановился, удрученный, а, преодолев трудную ступень, шел и шел дальше. Радость проявленной честности, смелости – все это необходимо ребенку для нормального развития. Его жизнь – нескончаемая череда побед и поражений, таких незаметных на наш взгляд и таких важных для него.
И горестей у детей много, но говорить о них они не любят. Никто не обижает детей так часто, как его собственные родители – своим невниманием, несправедливыми упреками, наказаниями, несоразмерными проступку, раздражительностью и неулыбчивостью. Ребенок долго носит в себе обиду, акцентирует на ней свое внимание, она становится эпицентром всех его мыслей и переживаний. Все это отбирает силы и энергию. Более того, если вовремя не устранять обиды, со временем у ребенка может развиться состояние, которое психологи называют комплексом «несчастного сознания»: ребенок потеряет способность к полноценному переживанию радости, разучится получать удовольствие от жизни.
Когда ребенок впервые переступает порог школы, слышит музыку, приветственные речи, он весь в напряженном ожидании чуда, новизны, почти взрослой самостоятельности. Родители, нарядные, торжественные, провожают его в школу.
Школьная парта, новые тетради, новая жизнь, обещание учительницы повести детей в увлекательную Страну знаний… А проходит месяц-другой – и может оказаться, что и в школе дела не ладятся, и дома родители стали постоянно бранить его. Вот тут-то и начинается утрата радостного, поэтического видения мира, необходимого для воспитания «души, способной к доброму и прекрасному».
Сохранить присущую детям жизнерадостность – одно из важнейших условий развития у них стремления к творчеству. Жизнерадостные дети проявляют больше любознательности, более скоры на догадку, вымысел. А жизнерадостными их делает уверенность в том, что их любят, что они оправдывают надежды взрослых.
Расти и развиваться трудно. Ребенок находится на круто взмывающем вверх пути. На этом пути – тысяча препятствий, внешних и внутренних. Вторые преодолеть сложнее. Периоды подъема, крутого восхождения сменяются периодом спада. Вдруг ребенок делает все не то, не так, дерзит, не выполняет обещанного. Взрослые видят в этом злой умысел, а его нет и в помине. Причина в другом: ребенок, говоря словами Я. Корчака, переживает банкротство воли. Нам всем знакомо оно, а ребенка с его неокрепшей выдержкой оно подстерегает постоянно.
В моменты тяжкого состояния банкротства воли, неудачи, ошибки ребенок особенно нуждается в нашей поддержке, в ободрении. Но вот парадокс: именно в эти периоды мы бываем к нему нетерпимы, ожесточены, не скупимся на обидные, унижающие его достоинство слова. Ребенок доверчив, он способен легко поверить нам, что он никудышный, никчемный, плохой, а в те периоды, когда у него что-то не ладится, способен поверить скорее. Один из таких тяжких периодов в жизни ребенка может стать барьером на пути дальнейшего развития его духовных сил: оно останавливается, если ребенок перестает верить в себя. Вера в себя, в то, что ты можешь сделать больше, пойти дальше, стать лучше, – могучий стимул самосовершенствования. Это одновременно и одна из важнейших предпосылок для радостного восприятия жизни.
Если ребенок вдруг стал непослушен, у него плохо получается то, с чем раньше он справлялся легко, не надо отказывать ему в радости и превращать его жизнь в ад. В такие моменты нелишним будет вспомнить, что ученые пришли к выводу о волнообразной цикличности в настроении и поведении детей:
  • 2 года – ребенок спокойный, дружелюбный;
  • 2,5 года – беспокойный;
  • 3 года – ровный, уравновешенный;
  • 3,5 года – беспокойный, раздражительный;
  • 4 года – энергичный, «завоевательный»;
  • 4,5 года – замкнутый, невротичный;
  • 5 лет – спокойный, ровный, контактный;
  • 5,5 и 6 лет – беспокойный;
  • 6,5 лет – уравновешенный;
  • 7 лет – беспокойный, раздражительный;
  • 8 лет – энергичный, «завоевательный»;
  • 9 лет – замкнутый, невротичный;
  • 10 лет – опять спокойный, контактный.
И дальше – та же периодичность: в 11 лет – беспокойный, в 12 лет – уравновешенный, в 13 лет – беспокойный, в 14 – энергичный, в 15 – замкнутый, в 16 – спокойный, контактный.

Не все дети в одинаковой степени соответствуют этим возрастным характеристикам. Психологи дают эту схему для того, чтобы мы с вами с пониманием относились к перепадам в настроении и поведении детей и терпеливо
ждали, когда трудная полоса пройдет и сменится легкой и приятной.
Взрослым это надо знать и для того, чтобы не разувериться в себе как в воспитателях. Ребенок стал хуже вести себя? Не будем воспринимать это как катастрофу. Это, скорее всего, кризис, за которым последует выздоровление.
Родителям приходится переживать не один кризис роста своих детей. Не будем отгораживаться от них, вставать в позу обиженных – будем говорить с детьми, а не детям. Ведь это не одно и то же: говорить детям – значит отстраниться от них, внутренне отойти, мыслить себя как бы на пьедестале своего возраста, опыта. Так не пробьешься к ребенку, не достучишься до него. Говорить с детьми – значит быть с ними рядом: не над ними, а вместе с ними.
У каждого ребенка бывают периоды, когда он быстро утомляется, становится сонлив, раздражителен, недисциплинирован, вступает в конфликты с одноклассниками, дерзит учителю, у него малая психическая выносливость, низкая сопротивляемость болезням. Он вдруг начинает плохо выглядеть, у него снижается аппетит. Проходит этот период, и он вновь бодр, жизнерадостен, доброжелателен, послушен. Полезно помнить об этой цикличности, чтобы не спешить с крутымимерами.
Автор:
Миша Райз
12250
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...