Развитие детей

​План развития детей

​План развития детей

Всем привет, я многодетная мама, в своих статьях я рассказываю, как воспитываю и развиваю своих детей.

Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях. Там же жду рассказ о вашем опыте и интересных занятиях.

Поехали?

Сегодня мы подробно рассмотрим список тех занятий, которым я уделаю особое внимание. Такой список удобен для составления плана занятий, чтобы случайно не уйти только в один аспект или упустить что-то, что важно в определенном возрасте. Скажем так – шпаргалка для мамы.

В настоящее время у меня уже есть опыт творческих занятий и развивающих с ребенком (старшей дочке 5 лет, начали заниматься когда дочке было с 1,5 год) и теперь, я занимаюсь с двойняшками (2 года) и о многом уже прекрасно знаю и успешно использую.

Пусть перечень вас не пугает, можно заниматься в день развивая различные направления, так как усадить за занятия ребенка, особенно когда он маленький, очень сложно.

Например, с двойняшками мы занимаемся по 10-15 минут, конечно же тем, что для них интересно. Я пока не даю самостоятельно работать с пластилином (могут пожевать), с карандашами (изрисовать стены, пол), эти занятия проходят совместно. А вот с бумагой или наклейками им очень нравится играть и тут они уже самостоятельно занимаются.

А вот со старшей дочкой и час и два можем заниматься, если очень увлечет ее, то и больше, причем за день разные занятия (творчество, моторика, физкультура и т.д.). Тут уже она может открывать что-то новое и если сначала ей может не понравиться, то разобравшись появляется интерес.

Обычно занятия в будни проходят с двойняшками до дневного сна или после обеда. Главное чтобы ребенок был в настроении, не болел, не капризничал. А со старшей иногда занимаемся вечером после сада, но чаще на выходных.

И главное, все проходит, не как в школе, а в игровой форме.

Развитие и занятия я подразделяю по значимости и по тому что интереснее детям, конечно же у вас пункты могут меняться, итак расскажу чем мы занимаемся с детьми. В этой статье краткий перечень, так сказать план. В следующих статьях подробно остановлюсь на каждом пункте.

Мелкая моторика

Неотъемлемой и важной частью развития ребенка является мелкая моторика, которая способствует не только физическому развитию, но и умственному. Например, я замечаю, что когда мы занимаемся проявляются существенные скачки в развитии (начинают болтать, лучше и четче говорить, изъясняться жестами).

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. /Википедия

Что мы делаем для развития мелкой моторики:

  • Пересыпать, щупать, сортировать-перебирать, нанизывать на веревку (делать бусики, браслеты), различные поделки:

— Крупа (гречка, пшено, рис, овес и т.д., на что фантазии хватит и какая дома имеется),
— Бобовые (горох, фасоль),
— Макароны (тоже различные виды)
— Семечки (тыква, подсолнух)

  • Рвать и резать
  • Застегивать, открывать, закрывать, откручивать (крышки, защелки, щеколды, прищепки, пуговицы, застежки, петельки, кнопки)
  • Сенсорные коробочки
  • Шнуровки разные, а так же вязание по бумаге
  • Песок (куличики, секретики)
  • Конструкторы, кубики, блоки
  • Пальчиковые занятия, игры, массаж (потешки, стишки, гимнастика пальчиковая, игры)
  • Пирамидки, сортеры, мозайки

Творчество

Творчество занимает важное место в нашем развитии, пожалуй его больше всего присутствует, потому что дочкам очень нравится что-то придумывать, сооружать, создавать. Причем ребенок занимаясь творчеством не только познает мир, открывает для себя новое, но и само выражается, привносит свое, делает что-то новое.

Какие аспекты у нас входят в занятия творчеством:

  • Рисование (картинки, поделки, ладошки, отпечатки, подручные материалы, раскрашивать фигуры и другое):

— Краски: акварель, гуашь, пальчиковые краски
— Карандаши: обычные, восковые, пастель, масляные
— Фломастеры: обычные, водные, штамповые, распыляющиеся, кисти
— Мелки
— Соль и краски

  • Лепка (отщипывать кусочки, катать шарики, трубочки, фигурки и т.д.):

— Пластилин: обычный, восковой, резиновый (прыгающий), шариковый, плей доо
— Полимерная глина, обычная глина, керамическая масса
— Тесто: масса для лепки и домашние (могу рассказать как сделать самим)

  • Аппликации (фигуры, картинки, рваные кусочки, )
  • Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)
  • Трафареты (обводить фигуры)
  • Раскраски (обычные, водные, цифровые-цветовые, дорисуй картинку, по точкам и т.д.)
  • Штампы, печати
  • Поделки (елочные игрушки, шары, папье-маше, делаем снег.)
  • Картины из песка, картины из цветных наклеек

Далее уже без описания, потому что и так понятно, это значимые пункты умственного развития ребенка.

Развитие речи, чтение, математика

— Изучение: цифры, буквы и чтение слогов разными способами, чтение вывесок, фигуры, цвета, размеры, объемы, вес, длина.

— Счет предметов, сопоставление цифры и количества.

— Вставлять слово или фразу в стишок, загадки, пословицы, поговорки, стишки.

— Книги самые разные (сказки, рассказы с наводящими вопросами, специальные с ошибками).

— Мультики, обучающие фильмы, аудиосказки, песенки.

Логика

— Различные методики (карточки Домана и Умница, методика Шичида, Зайцева, Никитина)

— Домино, лото, шашки, шахматы

— Паззлы, разрезные картинки, наклейки (подбор формы)

— Учим ребенка понимать что лишнее и находить, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти лишнее, найти похожее, последовательности, противоположности и прочее)

Тактильные ощущения, вкусы, запахи, звуки

— Ощупывать – различные ткани, бумага, ленты, предметы разные на ощупь (пусть ребенок узнает предмет на ощупь)

— Угадывать запахи и вкусы

— Слушаем музыку (классика, народная), слушать и петь песенки

Центры раннего развития

Далее все что помогает ребенку адаптироваться в нашу жизнь и быть готовым и социально активным в общении и контактах с другими людьми.

Ролевые игры и игрушки

— Доктор, пациент

— Продавец, покупатель

— Повар, кондитер

— Приглашение в гости (приготовить еду, накрыть стол, покормить, навести порядок, помыть посуду)

— Парикмахер, клиент

— Мама и малыш (одеть, поменять подгузник, переодеть, накормить, искупать, уложить спать)

— Куклы (пластиковые, тряпичные, резиновые, бумажные)

— Кукольные домики

— Кукольный театр

— Транспорт (машинки, самолет, вертолет и прочие)

— Айпад

— Игры в воде и ванной

Окружающий мир

— Осознание личности (имя, фамилия, отчество, возраст, пол, измерения — рост, вес)

— Семья (кого как зовут, кто есть кто) – рассказы, фотографии

— Дом (кухня, ванна, туалет, спальня, балкон и т.д.) уборка дома, мытье посуды, готовка

— Предметы и их назначение. (одежда, обувь).

— Еда (что съедобное, что нет).

— Животные (домашние, дикие), детеныши, семейство, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки, видео)

— Календарь (месяцы, времена года)

— Время, дни недели, время приема пищи, режим дня и распорядок

— Погода и явления

— Праздники, традиции

— Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)

Культура и этикет, социальные навыки

— Семейные ценности и традиции

— Поведение за столом

— Забота о родных, близких (узнать как дела? Как здоровье)

— Забота о животных (кормушки делать и кормить


Физическое развитие

Не маловажный пункт в развитии ребенка, помогающий быть здоровым, сильным, крепким – физическое развитие

— Перевороты, кувырки

— Ползание (на перегонки, назад, вперед)

— Ходьба (по кругу, от стенки, по бордюру, ходить на руках)

— Бег (догонялки, с препятствиями, перегонки, гоу-стоп)

— Игры с мячом (передаем, кидаем, катаем, носим, ловим, передаем)

— Прыжки (через препятствия, резинки, классики, скакалка)

— Лазанье (диван, тоннель, перекладины на площадке)

— Массаж ступни, спина (массажные коврики (паззлы), камушки, ходим на цыпочках, на пяточках, на боках ступней, «рельсы-рельсы…», босиком по травке, по песку)

— Танцы (под песенки, хоровод

— Гимнастика, зарядка

— Плаванье

— Самокат, велосипед, ролики

— Активные игры (салки, прятки)

— Прогулки

Напишите о чем подробно рассказать в первую очередь.

Автор:
Маргарита Леонова
2770
07:18
+1
Margo, супер статья по всему необходимому для развития ребенка. Браво. Когда дочка была маленькой, мы с ней тоже чего только не делали, чем только не занимались. С возрастом почему-то немного остепенились: чтение книг, обучение чтению, элементарная математика, обязательно логопедические упражнения, прописи, обводилки, занятия по всяким развивающим тетрадкам и книгам, конечно же, всевозможные раскраски и любимые поделки для садика и родственников. Что касается физкультуры, то иногда, когда я еще в силах, обучает меня ее гимнастическим упражнениям: березка, канат, шпагат, растяжка.И дочке хорошо и у меня хоть какой-то спорт.
09:51
MarLi, благодарю! С возрастом просто уже понятно, что больше нравится ребенку и чем ему интереснее заниматься, у нас вот тоже уже фавориты появились (лепка, аппликации и рисование). Вы молодец!
Загрузка...