Психология и отношения

Детский рисунок, как инструмент диагностики

Детский рисунок, как инструмент диагностики

Рисунок сам по себе (будь то детский или взрослый) — это, по сути, проекция внутреннего мира человека со всеми его актуальными проблемами и конфликтами вовне.

Поясню по поводу термина «проекция»: представьте себе, как работает проектор, каким образом он выводит свое внутреннее содержание наружу, проецирует на какой-то другой внешний объект, т.е. проекция — это механизм такого вот вывода внутреннего мира в мир внешний, отщепление кусочка себя и вынесение его наружу.

Поэтому анализ рисунка, грамотно сделанный профессионалом, — это хороший диагностический инструмент. В работе с детьми этот инструмент наиболее доступен, удобен и нагляден, так как дети еще не могут говорить о своих проблемах, переживаниях, просто потому, что сами их еще не осознают.

Но они — эти переживания – у детей уже есть!!! И рисунок в этом случае позволяет выяснить суть происходящего с ребенком.

Чем еще хорош этот инструмент диагностики?

(Хотя, это уже больше ко взрослым). Его почти невозможно подделать. Врать (по разным причинам: от стыда и смущения до ситуаций, когда человеку действительно есть ЧТО и от КОГО скрывать) мы умеем все.

Дети же врут, так как иногда просто, в силу возраста и богатой фантазии, не могут отличать вымысел от реальности, а с возрастом этот навык продолжают оттачивать уже вполне сознательно.

Человек может обмануть, ввести в заблуждение другого человека, скрыть от него правду, но от себя-то не убежишь! И единственный человек, которого невозможно обманывать — это ты сам. Поэтому наш внутренний мир остается таким, каков он есть — без прикрас, и проецируется в виде рисунка тоже по-настоящему.

Ребенок рисует мир таким, каким он его воспринимает, и особенности этого восприятия отражаются в рисунке. В рисунке, например, хорошо заметны возрастные особенности: каким образом происходит развитие самого ребенка и его восприятия мира.

Сначала он рисует головонога. Просто потому, что воспринимает человека таковым: тело и голова — это одно целое и есть еще руки-ноги. А затем, по мере взросления, он начинает замечать другие части тела, какие-то детали. Ребенок замечает, что голова и тело — это не одно целое, и на рисунках появляется шея, на руках пальцы и т.д.

Рисунки детей чрезвычайно удобный и удачный предмет для диагностики. Дети непосредственны, как говорится: что на уме, то и на языке; у них еще нет оглядки на социум на нормы и ценности и… ложь. Для них еще неведомо, что что-то бывает стыдным, и потому это надо скрывать.

Про взрослых же могу сказать, что этот вид диагностики обмануть сложно, по тем же причинам. И обмануть его реально, только если хорошо разбираться в теме, т.е. быть специалистом в психодиагностике.

И напоследок еще пару слов о рисунках и творчестве вообще.

Рисование, помимо диагностической функции, может являться еще и прекрасным терапевтическим средством: когда через лепку, через рисование происходит осознавание и отреагирование чувств.

Проективные техники — очень эффективный и удобный инструмент в работе с кризисами, травмами, когда подход напрямую к источнику напряжения и проблемы заблокирован, и у клиента нет сил, нет возможности говорить про чувства, проблему напрямую.

Хорошо работать через рисунки и метафору с клиентами, у которых хорошо развито образное мышление, с визуалами, которые мыслят картинками, образами.

Еще, когда чувства осознаваемы, но плохо переносимы или про них стыдно и неудобно говорить; когда у клиента мало энергии — проекции и метафоры дают клиенту импульс, толчок, побуждают его к активной работе, увлекают своей необычностью. Да, в общем-то, через рисунки и творчество хорошо работать в любой ситуации, если ни у клиента, ни у терапевта подобный метод не вызывает неприятия.

Использование творчества в терапии и в жизни является хорошим ресурсом жизненных сил, энергии и… показателем здоровья личности!

Автор:
Яна БУЛЫГИНА, психолог, гештальт-терапевт
3903
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...