Психология и отношения
Самооценка у детей и подростков - как сформировать правильно
Младшие школьники полностью признают авторитет взрослого. Оценку, как учителя, так и родителей, ребята в таком возрасте, как правило, принимают безоговорочно. Образно говоря, они воспринимают себя следующим образом: «Я есть то, что во мне видят мои родители и учителя». Давайте вложим в ребенка самое лучшее!
Уже в этом возрасте у ребят встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.
Адекватная самооценка
Таким детям свойственны активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Заниженная самооценка
Дети пассивны, мнительны, чересчур ранимы, обидчивы. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
Завышенная самооценка
Дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший, самый сильный, самый красивый. Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Недооценка, как и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьников младшего возраста. Привычка к определенному положению в классном коллективе – «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе, – постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.
В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники. Слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной деятельности.
«Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.
Как можно помочь ребенку?
В первую очередь, конечно, надо привить ему умение учиться – видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения, а не зацикливаться лишь на отметках в классном журнале. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности (например, в игре). Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам: сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения.
Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.
Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок.
Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам с лучшей стороны. Младшие школьники очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей.
Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Ни один ребенок не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие. Поэтому любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.
Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Необходимо формировать и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.
Для того, чтобы научиться эффективно решать те или иные задачи, надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.
У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки, цель которых постепенно подвести ребенка к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков.
Автор:
Маргарита Подгородова