Семейный юрист
Законность сбора взносов на капремонт - Конституционный суд
В КС также посчитали, что этот взнос не является налогом, так как расходуется «исключительно целевым образом».
Конституционный суд РФ во вторник постановил, что взимание взносов на капитальный ремонт домов не противоречит Конституции, однако потребовал, чтобы законодатели конкретизировали порядок формирования программ капремонта.
«Конституционный суд отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом», — говорится в материалах пресс-службы суда.
КС РФ подчеркнул, что введение взносов не отменяет обязательств государства перед жителями домов, которые требовали капремонта на момент приватизации. Эти здания должны в первую очередь включаться в соответствующие региональные программы.
Для их капремонта бюджеты всех уровней могут оказывать дополнительную финансовую поддержку. «Вместе с тем законодателю надлежит конкретизировать порядок исполнения данного обязательства государства», — подчеркнул суд.
Также КС РФ постановил, что Конституции не противоречит и право муниципалитета самостоятельно определять способ финансирования работ, если жильцы не сделали выбор. При этом местные власти обязаны проинформировать граждан о механизме финансирования капремонта.
«Если суд установит несоблюдение этого требования, то жильцы вправе досрочно изменить порядок внесения средств в пользу специального счета (только на ремонт своего дома)», — говорится в материалах.
КС РФ не нашел противоречий Конституции в системе «общего котла», поскольку этот механизм позволяет быстро собирать средства для неотложного ремонта. КС РФ постановил, что в связи с этим очередность проведения капремонта должна определяться на основе объективного состояния домов и может быть оспорена в суде.
«Прекращение деятельности конкретного регионального оператора не освобождает власти от обязательств перед гражданами. Законодатель должен установить механизм, обеспечивающий непрерывность их исполнения. Кроме того, должна быть гарантирована прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта», — отмечается в материалах.