​Как детство влияет на взрослую жизнь? Мнение основателя методики «Мастер Разборов»

​Как детство влияет на взрослую жизнь? Мнение основателя методики «Мастер Разборов»

На то, какими мы становимся, когда вырастаем, влияют два главных фактора: наследственность и социум. На первый мы повлиять не в состоянии. Что касается второго, то здесь всё зависит от среды, в которой оказался человек. Она включает его родителей, родственников, друзей, одноклассников, преподавателей. Они оказывают самое сильное влияние на его взросление.

Хотя становление личности – это процесс, занимающий всю жизнь, наиболее заметные изменения происходят в детском возрасте. Не зря часто говорят: «Все мы родом из детства». Квантовый психолог Инна Тлиашинова предлагает познакомиться с тем, как детство влияет на взрослую жизнь человека. Мы разберем, что происходит на разных этапах взросления и как это сказывается в дальнейшем.

Младенчество

Появление нового человека на свет связано с первым в его жизни возрастным кризисом, который в психологии называют «кризис рождения». Младенец – абсолютное беспомощное существо, нуждающееся в постоянном внимании и защите. Главную роль на этом этапе играет его мать.

На первом месте для ребенка – физический и эмоциональный контакт с мамой. Чтобы он формировался полноценно, ей следует уделять ему максимум времени: чаще брать на руки, обнимать, петь ему колыбельные. Это дает ему чувство защищенности, спокойствия, надежности. Желательно также, чтобы мать прибегала к грудному вскармливанию: это, во-первых, усиливает эмоциональный контакт между ней и младенцем, а во-вторых, грудное молоко снижает уровень стресса и укрепляет иммунитет.

Поскольку мать – главный человек в жизни ребенка, их связь коренным образом влияет на его взросление. Дети, которые получали много ласки и заботы, вырастают более уверенными в себе, меньше подвержены стрессу и психическим расстройством. Если же мать эмоционально холодна на первом году жизни детей, есть риск, что они вырастут такими же и никогда не научатся любить.

Раннее детство

В возрасте от одного до трех лет ребенок постепенно «отпочковывается» от матери, хотя она по-прежнему играет центральную роль в его психоэмоциональном развитии. Он начинает активно познавать мир, самостоятельно передвигаться, говорить. Главным средством познания становятся манипуляции с предметами: он учится распознавать формы, цвета, текстуру, температуру, плотность и другие свойства окружающего мира. Ему хочется всё рассмотреть, потрогать руками, попробовать на вкус.

Для нормального развития ребенка важно уделять внимание речевой и познавательной функции. Дети задают сотни вопросов в день, и родителям приходится проявлять терпение, чтобы удовлетворить их любопытство. Также необходимо постоянно разговаривать с ними, чтобы они активно запоминали новые слова. Это помогает развить вербальный интеллект, любознательность, интерес к окружающему миру. Если этого не делать, есть риск вырастить пассивного и незаинтересованного человека.

Этот этап детства влияет на взрослую жизнь и в другом отношении. Здесь родители – уже не только опекуны, но и наставники. Их задача – не просто защищать ребенка, кормить, одевать его и следить за его физическим здоровьем. Им необходимо воспитывать маленького человека, поскольку у него начинает активно формироваться личность, складывается неповторимый характер.

Есть четыре основных типа воспитания, разберем их подробнее.

Принятие, любовь

Характеризуется тем, что ребенок является центром интересов родителей и понимает это. Они участвуют в совместной деятельности, а отношения отмечены нежностью и терпимостью. Так у ребенка формируется ощущение безопасности, доверия к окружающему миру и принятие себя. Иначе говоря, он развивается нормальным образом.

Отторжение

Для этого типа характерны такие родительские фразы, как «Отстань», «Не трогай», «Перестань реветь», «Ты мне мешаешь», «Сиди тихо и играй с куклой». Родители избегают контактов, невнимательны к ребенку, проявляют неприязнь и жестокость в наказаниях. Это приводит к формированию в детях агрессивности, инфантильности, неспособности к любви и сопереживанию. Всё это они переносят из детства во взрослую жизнь. И именно этот тип воспитания в первую очередь виноват в появлении антисоциальных личностей: преступников, насильников, убийц, наркоманов и т. д.

Излишняя требовательность

Родители не удовлетворены своим ребенком и хотят переделать его под свои потребности. Они не хвалят его, придираются по каждому поводу, постоянно критикуют. У таких родителей дети вырастают неуверенными в себе, с отрицательной самооценкой и высокой степенью тревожности.

Гиперопека

Родители готовы всё сделать для своего ребенка, посвятить ему всю жизнь. Воспитание характеризуется постоянными поблажками, вседозволенностью, неоправданными ограничениями свободы, контролем за всеми сферами жизни маленького человека. Родители стремятся всё делать за него, ограждать его от внешнего мира. В результате у взрослого после такого детства появляются черты, такие как избалованность, капризность, инфантильность, потребительское отношение к окружающим. Они несамостоятельны, неспособны к творчеству и созидательной деятельности.

Дошкольный период

Контакты с внешним миром расширяются в возрасте 3–7 лет. На первый план в развитии выходит игровая деятельность. В норме к этому времени ребенок уже обладает развитой речью и моторикой, может учить стихи и пересказывать сказки, учится основам чтения и счета, рисует. То, как поведут себя родители на этом этапе, повлияет на его дальнейшие способности к обучению. Получение знаний стоит облекать в игровую форму, чтобы ребенок не скучал и стремился узнавать новое. Это облегчит ему и учебу в школе.

На этом этапе детства огромную роль играет социализация: это определит, как в будущем он будет выстраивать общение с людьми. Большая ошибка родителей – ограничивать контакты ребенка с другими детьми, не отдавать его в детский садик. Общение и совместные игры – его способ познания мира и людей. В противном случае он вырастет замкнутым, нерешительным. В тяжелых случаях нехватка социализации в детстве приводит к тревожным расстройствам и социофобии.

Еще один важный момент, связанный с дошкольным возрастом. В этот период ребенок начинает усваивать социальные роли и поведенческие модели. Главный пример для подражания – конечно родители. Поэтому маме и папе следует проявлять особую осторожность и внимательность, помня о том, что маленькое существо внимательно за ними наблюдает и берет с них пример. Большинство поведенческих моделей закладываются в возрасте до пяти лет и могут сохраняться на всю жизнь.

Так было с нашей заказчицей Ольгой. Она обратилась к нам с запросом на отношения. Проблема была в том, что она постоянно ссорилась с мужем по самым разным поводам, от мелочей до серьезных вопросов. Скандалы начали происходить так часто, что недавно супруг пригрозил женщине разводом. Это заставило Ольгу задуматься: почему в ее семье не наступает мир?

Тогда она и обратилась к нам за помощью. Эксперты провели разбор и установили, что на ее взрослое поведение повлиял детский опыт. Дело в том, что ее родители тоже постоянно ссорились у нее на глазах, выясняли отношения, не заботясь о ее присутствии. Девочка невольно усвоила эту модель как единственно правильную и стала так же вести себя во взрослой семейной жизни. Разбор помог ей осознать, что так она ставит под угрозу свой брак. Сейчас ей удалось скорректировать поведение и научиться по-новому выстраивать отношения с мужем.

Младший школьный возраст

На этом этапе ключевую роль играет школа. Задача родителей – следить не только за успеваемостью ребенка, но и его психическим здоровьем. Уровень учебной нагрузки подбирается в соответствии со способностями. Не нужно требовать от него больше, чем он может дать: так можно убить в нем желание учиться, поселить в душе неуверенность в собственных способностях и чувство неполноценности. Это серьезно скажется во взрослом возрасте.

И наоборот: если ребенок любознателен и активен, следует поощрять эти качества, отдавать его на дополнительные кружки и секции. Если он гиперактивен, подойдут занятия спортом, чтобы он учился выплескивать энергию продуктивно. Если же ребенок тихий и чуткий, можно отдать его заниматься музыкой, рисованием, рукоделием. Стоит также поощрять способности к иностранным языкам.

Почему это важно именно на этом этапе? Потому что в младшем школьном возрасте активно формируются способности к обучению и можно раскрыть юное дарование, которое пригодится ему в будущем. Но при этом ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понимать, что ему интересно, а не просто слепо следовать воле родителей. К его желанию нужно прислушаться.

Подростковый период

Этот возраст неспроста называют самым трудным. Ребенок отдаляется от родителей, возможно, начинает вести половую жизнь или пробует алкоголь и сигареты, бунтует, приобщается к молодежным группировкам и субкультурам.

Однако сам по себе этот этап мало что определяет. Если до этого родители всё делали грамотно, правильно воспитывали ребенка и обеспечили ему подобающее окружение, то он достаточно безболезненно преодолеет трудный период. Даже если он будет совершать ошибки, а это неизбежно, это не сильно отразится на тех чертах личности, которые были заложены на предыдущих этапах.

Задача родителей и ближайшего окружения – проявить терпение, чуткость и понимание. Если же они забудут об этом и займут жесткую позицию, есть риск, что подросток еще больше отдалится, озлобится и начнет сильнее бунтовать. В этом случае последствия могут быть непредсказуемыми.

Другие факторы детства, влияющие на взрослую жизнь

Среди них можно назвать:

— эмоциональную атмосферу в семье;

— степень физического здоровья ребенка;

— материальное положение родителей;

— уровень социального благополучия общества;

— местность, в которой проживает семья;

— средства массовой информации и коммуникации;

— принадлежность к определенной культуре.

О психологе Инне Тлиашиновой 
Инна Тлиашинова — квантовый психолог, автор популярных публикаций по психологии, создатель Академии «Мастер разборов», обучаясь в которой более 40 тысяч студентов по всему миру достигают колоссальных успехов в профессиональной сфере. Инна – мама четверых детей, ведет свой блог в соцсетях, проводит тренинги, является бизнес-наставником известных персон и звезд. Отмечена премиями «Психолог года» и «Эксперт года».
3541
Разида
19:47

потрясающая статья 

Елена
19:59

Очень познавательно! С удовольствием  прочла! Очень важно знать чтобы избежать ошибок и иметь счастливых детей и внуков! Благодарю! 
с ув! 

Светлана
08:46

Великолепная статья. Очень актуальная. 

Пробежали перед глазами и мое детство, школьные годы, учеба в институте и взрослая семейная жизнь, модели поведения дочери с детьми и мужем. 

В детстве мама не понимания вовлекла нас детей в свои взрослые ,, игры,, с папой. Сама страдала и мы страдали. Так мне казалось. 

Но  теперь я поняла что это сильно сказалось на моем поведении в обществе и на поведении моих сестер. 

Какое счастье, что я всегда интересовалась вопросами психологии и в своей семье строила по другому.  Но и ошибок допустила много. Брак распался. Но папа в глазах детей всегда великий. 

Вот бы преподавать эти уроки всем беременным женщинам и их мужьям в виде курса психологии до родов!

Благодарю за статью

Загрузка...