​Учиться, учиться и еще раз учиться

​Учиться, учиться и еще раз учиться

Долгожданное 1 сентября: позади бесконечные походы по магазинам, подготовка к школе, и вот, наконец, ваш ребенок, красивый и нарядный, с букетом цветов, стоит на школьной линейке. А дальше — обычные трудовые будни: уроки, занятия, кружки… Ну и, конечно же, среди этих серых будней часто можно услышать: «Мааам, я не хочу в школу/делать уроки...»

Психолог Алина Сафина делится с вами своим опытом, как же мотивировать вашего ребенка, чтобы учеба казалось ему не мукой, а воспринималась как нечто необходимое, нужное и даже приносила удовольствие.

Прежде чем начать разговор о том, как заинтересовать ребенка учебным процессом, нужно понять, как ваш ребенок относится к учебе вообще. Исходя из своего многолетнего педагогического опыта, я бы выделила некоторые типы детей по принципу их отношения к учебе, ну, и в зависимости от типа ребенка, можно говорить о способах его мотивации.

Тип первый — ребенок-отличник

Уровень успеваемости таких детей — 5 и 4. Таких детей характеризует очень серьезное отношение к учебе, домашним заданиям, урокам, как правило, их отличает примерное поведение и, казалось бы, они понимают всю необходимость и важность получения знаний и хороших отметок в школе. Что ж тут сказать, вроде бы все хорошо, но родителям таких детей я бы посоветовала следующее:

— Обращайте внимание на то, интересуется ли ребенок чем-то еще. Его жизнь не должна сводиться исключительно к учебному процессу, ведь со временем ему может от этого стать скучно, он может начать сожалеть о том, что ничем в жизни не занимался, помимо уроков (довольно типичны случаи, когда «прекрасные» дети «срываются» и совершенно выходят из-под контроля). Более того, зацикленные на учебе дети могут нарваться на насмешки одноклассников, что, конечно же, будет влиять на их самооценку и развитие навыков общения.

— Объясняйте ребенку, почему ему нужно учиться хорошо, чтобы он это делал не ради отметок в дневнике, а ради какой-то большой жизненной цели (конечно же, это должна быть ЕГО цель, а не пожелания родителей).

Ребенок-хорошист

Уровень их успеваемости — 4 и 5. Эти дети обладают умом и способностями, но, как правило, неусидчивы. А как всем нам хорошо известно, оценки в школе ставят не только за знания, но и за прилежание и усердие. Частенько именно способные мальчики попадают в эту категорию, ведь мальчикам сложнее быть усидчивыми, чем девочкам. Ребенок-хорошист всегда может сделать любое задание на пятерку, если соберется, сконцентрируется и обратит свое внимание именно на то, что он делает.

Про таких детей учителя обычно говорят: «Очень способный ребенок, но немного ленив...» или «Эх, если б он занимался в полную силу...». Что ж, замотивировать такого ребенка совсем несложно:

— Объясните ребенку, что ему проще сделать хорошо сразу и оставшееся время потратить на то, что он пожелает, а не на переделывание недобросовестно сделанного задания.

— Достаточно эффективно ограничивать таких детей во времени, отведенном на выполнение какого-либо задания, таким образом, ребенок, стараясь уложиться во временные рамки, будет более сконцентрирован на своих заданиях. Конечно же, нужно понимать, что этот способ действенен только в том случае, если вы уверены, что ребенку важно доделать задание и получить результат, а не просто провести отведенное время, сидя за партой.

— Таким детям всегда интересны дополнительные интересные факты о том, что они проходят в школе, поэтому если вы можете рассказать ребенку о чем-то занимательном, связанном с тем, что он делает, то он будет гораздо более внимательно относиться к заданиям по данной теме и, возможно, даже углубится в нее.

— Ну, и конечно же, самый действенный способ для таких детей, — обещать исполнение какой-то их небольшой мечты (покупка какой-то вещи, игрушки, поездка куда-то, поход и т.д.) в том случае, если они повысят свои результаты.

Ребенок с посредственным отношением к учебе

Уровень успеваемости таких детей — 4 и 3. Эти дети также обладают умом и способностями, но они проявляются буквально везде, кроме учебы. Школа и уроки интересуют их меньше всего и на учебу они идут как на каторгу. Со временем такие дети, из-за отсутствия интереса к происходящему на занятиях, просто перестают понимать, о чем говорят учителя и просто выпадают из учебного процесса. В результате учителя и родители начинают быть ими недовольными, наказывать, заставлять, что делает учебу для них еще более каторжным трудом. Что же делать с таким ребенком?

— Помните, что ваш ребенок умен и при любой возможности давайте ему это понять. Ведь такие дети очень часто теряют веру в свои способности.

— Используйте мелкие мотиваторы: киндер-сюрприз за правильно сделанное задание (или за большее количество правильных ответов, чем неправильных), допуск к компьютерной игре, о которой ребенок давно мечтал, за исправленную оценку. Эффективна также система накоплений баллов, очков, либо денег (на усмотрение родителей): за положительные оценки/правильно сделанные задания и т.п. ваш ребенок получает в свою копилку баллы, за отрицательные оценки/ошибки — баллы у него пропадают. За определенное количество баллов ребенок может получить то, чего очень хочет. Применяя такую систему, родители очень быстро осознают, насколько в реальности умен их ребенок и как он может блистательно применять свои способности в учебе, если учеба — это способ достигнуть желаемого и получить что-то. С течением времени, таких мелких мотиваторов нужно будет все меньше и меньше, так как у ребенка возникнет привычка хорошо выполнять задания, и он почувствует, что делать их хорошо намного выгоднее и быстрее, чем плохо.

— Будьте осторожны с репетиторами, поговорите с учителем, ведь нужно четко осознавать, почему ваш ребенок не понимает тот или иной материал: из-за действительного непонимания и упущения какой-то порции материала (тогда ему нужна помощь извне, дополнительные занятия, репетиторы), либо просто из-за лени. Во втором случае вряд ли репетиторы и дополнительные занятия будут очень эффективны: ребенок будет отсиживать свое время на очередной «каторге», ожидая той счастливой минуты, когда это все закончится. Ни о каком глубоком понимании речи тут и быть не может.

— Для маленьких детей очень действенны игровые формы занятий и объяснений различного материала, практически любое занятие можно превратить в игру.

Ребенок с желанием учиться, но недостаточными способностями

Уровень успеваемости таких детей — 4, 5 и 3. Таким детям оценки ставят, как правило, больше за усидчивость и старания, чем за реальные знания. Конечно, любому родителю сложно признать тот факт, что его ребенок неспособен к чему-то, но, если у вас появляется ощущение, что ребенок добросовестен в выполнении заданий, старателен, а его результаты и оценки совсем не блестящи, возможно, стоит задуматься и помочь развить недостающие способности. Например, вынуждена признать, к сожалению, что большой проблемой современных детей является плохая память. Однако, несомненно, это та способность, которая очень просто поддается развитию.

— Важно, в первую очередь, поддерживать желание ребенка учиться и постоянно вселять в него веру, что у него получится. Поговорите с учителями, чтобы они придерживались такой же тактики и постарались придать ученику эту веру.

— Определите, что именно не получается, какие именно мыслительные процессы вызывают наибольшие трудности. Также необходимо определить, почему не получается именно это: возможно, ребенок не научился каким-то способам мышления в детстве, был недостаточно натренирован. Также вероятно, что у него есть какой-то внутренний барьер: та или иная операция кажется ему слишком сложной, и страх перед ней блокирует его мыслительные процессы. Ну, а дальше — тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Чем больше практики, тем меньше страхов, внутренних барьеров и тем больше уверенности.

Ребенок с нежеланием учиться и недостаточными способностями

Уровень успеваемости таких детей — 3 и 2. Этим детям неинтересна учеба в принципе, они не хотят развивать свои способности. Что ж, в данном случае, пожалуй, стоит применить все вышеописанные советы. Но начать стоит, в первую очередь, с мотивации. Применяйте все виды мотивации: мелкие поощрения за небольшие достижения, ставьте цели на неделю, месяц, четверть, гарантируя поощрения при достижении этих целей, ну, и, конечно же, нужно взрастить в ребенке большую мечту (равно как и в любом другом) — такую, к которой он бы хотел стремиться долгие годы и работать над ее достижением. Не забывайте также придавать ребенку веру в себя и свои способности, ведь во многих случаях нежелание учиться возникает от того, что у ребенка что-то не получается, какие-то его способности недостаточно развиты, и он просто теряет веру в себя. После того, как ребенок начнет проявлять желание учиться, нужно заняться и тем, что именно у него не получается, как это уже и было описано ранее.

Итак, подводя итоги, хочу сказать следующее: крайне редко встречаются дети, которые совершенно ни на что не способны. У каждого ребенка, в любом случае, есть свои интересы и свои увлечения, и задача родителей и учителей — добавить к этим интересам и увлечениям учебу тем или иным способом. Я глубоко уверена в том, что каждый ребенок уникален и способен на многое в том случае, если его способности развиваются должным образом и ребенок сам желает чего-то добиться. Именно с такой верой и нужно подходить к обучению, ведь любому ребенку захочется соответствовать этой родительской уверенности в нем, не говоря о том, что это придаст ему силы и веру в себя. Желаю всем успехов и удачи в следующем учебном году и отличных результатов для вас и ваших детей!

1965
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...