Игры с логическими блоками Дьеныша
Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение.
Игры с логическими блоками Дьеныша
1. Запомни. Выкладываем несколько фигур, которые ребенку нужно запомнить. Убираем одну фигуру или заменяем на другую или меняем местами. Ребенок замечает изменения.
2. Угадай. Все фигуры складываются в емкость или мешок. Ребенок не подсмартивая на ощупь определяет фигуру, можно усложнить и попросить достать все квадратные блоки (все большие или все толстые).
3. Опиши. Ребенок берет фигуру и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину.
4. Найди лишнюю. Выкладываем три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
5. В чем отличие. Помещаем перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине). Предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
6. Последовательность. Располагаем перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный… (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
7. Отличие по признаку. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
8. Цвет и форма. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
9. Найди пару. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
10. Клад. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
11. Больше — меньше В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой — 4. Спросите ребенка, где блоков больше, меньше.
12. Цепочка. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
13. Таблицы и схемы. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
14. Крестики-нолики. На листочке рисуем сетку игры и раздаем одинаковое количество блоков, затем дети начинают игру, так у одиного ребенка круги, а у второго квадраты или распределяем по цвету, по фрме.
15. Карточки и блоки. Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
16. Детям предлагаем распределить блоки по признаку, форме. Один убирает только прямоугольные блоки, а второй все красные или только тонкие фигуры. Раздаем фигуры и распределяем таким образом, чтобы одному ребенку достались все круглые, а второму все желтые блоки.
А еще из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.