Как приучить кроху к порядку?
Едва научившись ходить, дети стремятся навести свой порядок в шкафах и тумбах, в кастрюлях и ботинках. Подражая взрослым, они, как мама размахивают веником и орудуют тряпкой, до слез спорят, пытаясь отвоевать право помыть чашку или тарелку.
Только в таком нежном возрасте человек способен получать искреннее наслаждение от наведения порядка. Родителям важно не упустить этот момент. Ничего, что на полу лужа воды, а мусор просыпан мимо ведра. Главное, что энтузиазм юного помощника вовремя подкрепляется вашей похвалой: «Спасибо, мой дорогой! Что бы я без тебя делала?!»
К сожалению, на практике, как правило, все оказывается наоборот. В ответ на хозяйственную инициативу малыша мы говорим совсем другое: «Не лезь», «Не мешай», «Тебе рано», «Иди, поиграй. Ты еще маленький». Пройдет всего несколько лет и диалог с ребенком будет иным: «Ты должен», «Убери», «Сколько можно тебе говорить, ведь ты уже взрослый». Но теперь ребенок не хочет, не убирает, капризничает, плачет, потому что не привык. Дети не рождаются ленивыми. Ленивыми их делаем мы, родители.
Привычка — вторая натура
Привычные ритуалы для ребенка — основа и надежность его жизни. Изменить сложившийся стереотип поведения малышу тяжело. Примерно так же, как и взрослому. Хотите, чтобы ребенок соблюдал порядок?
Постарайтесь включить уборку в режим дня, чтобы она стала такой же привычной процедурой, как мытье рук или поцелуй перед сном.
Большая такая компания
Не секрет, что работа в компании кажется нам вдвое легче. А в одиночку даже легкий труд может показаться непосильным. Не бросайте малыша один на один с беспорядком. Пожалейте его, возьмитесь за работу вместе. Вы увидите, с какой радостью кроха будет наводить порядок, мыть, убирать. Не бойтесь, этим вы его не разбалуете. Наоборот, научите сопереживать и помогать.
Не спешить!
Нам всегда не хватает пяти минут именно тогда, когда ребенок решил помочь. У кого-то нервы сдают сразу: «Не мешай, отойди!» У кого-то через пару минут: «Вот видишь, ты плохо помыл. Лучше бы я сама».
Второй вариант даже хуже, чем первый, ведь он уничтожает не только инициативу, но и веру в свои силы у ребенка. А представьте себе, как это обидно, когда на ваших глазах кто-то переделывает только что законченную вами работу! Не бросайтесь при малыше перемывать посуду, перестирывать вещи. Не смейтесь над его неумелостью, не ругайте, если чашка разбилась, а вода вылилась на пол: с кем не бывает! Ловкими и умелыми в одночасье не становятся. И легче приобретать этот житейский опыт, когда он сдобрен щедрой похвалой. Не бойтесь перехвалить ребенка. Благодарите за помощь, за труд, за поддержку. Они ведь дей ствительно — самое ценное для нас.
Побольше разнообразия!
Дети терпеть не могут однообразия. Если малыш каждый день будет, как робот, протирать пыль по всей квартире, очень скоро ему это надоест. А уж сваливать на кроху свою самую нелюбимую работу и вовсе нечестно. Если вы хотите, чтобы ребенок с готовностью откликался на ваши просьбы помочь, нужно предоставить ему право выбора. «Сегодня нам нужно вытереть пыль и навести порядок в буфете. Что ты выбираешь?» Пусть обязанности вашего ребенка меняются. Вчера вы вместе мыли полы, а сегодня возьмите ребенка с собой на кухню. Возможно, он не так мелко порежет овощи и не так тщательно вымесит тесто. Но ведь если его не пускать сейчас, то когда же он научится это делать лучше? Вы же не хотите, чтобы в 16 лет ваша дочка не умела чистить картошку, а сын не знал, как нужно держать в руках молоток?
Убирать, так с музыкой!
Ребенок не любит убирать за собой? Капризничает, ноет, отлынивает всеми доступными способами? А как относитесь к быту вы сами? Никогда не жалуетесь: «Ох, как же надоели мне эти кастрюли, уборки, стирки, готовки!» Ваше чадо расставляет вещи по местам с физиономией великомученика? Посмотрите на себя в зеркало пред тем, как заняться наведением порядка в своем шкафу. Не показалось ли вам знакомым это горестное выражение? Возможно, ваш отпрыск просто берет пример с мамы и папы.
У наших предков дело быстрее спорилось под песню. Даже рутинная, тяжелая работа становилась легче и веселее. А если по-новому разложить в старом шкафу книжки, тетрадки или одежду, даже старый шкаф станет новым и необычным. Согласитесь, ведь это уже не скучно, а интересно! Так попробуйте превратить страшное название «генеральная уборка» в праздник, «Праздник Полного Порядка». Поверьте, после такого «праздника» малыш будет с гордостью созерцать плоды своего труда.
Свой уголок
Необходимо, чтобы у ребенка был свой, пусть даже маленький, уголок, свое пространство. Ведь наводить порядок на собственной территории намного приятнее и интереснее.
Не пропустите периоды, когда дети сами стремятся убирать и расставлять вещи по своему вкусу.
Первый, обычно, наступает в возрасте около двух лет. Малышу хочется проявить самостоятельность, кроме того, он старается во всем подражать маме. Второй — года в четыре. У многих детей в это время просыпается чувство красоты. Если у малыша есть свой угол, ему хочется организовать его красиво и уютно. В 7-8 лет у детей появляются свои секреты, и они стремятся наводить порядок в своих вещах без участия взрослого.
Постарайтесь устроить детскую так, чтобы наводить порядок в ней было легко. Для кукол, мягких зверушек, машинок подойдут открытые стеллажи и полки. Мелкие игрушки, кубики, шишки и прочие сокровища очень удобно складывать в большие корзины или коробки.
Вместе с ребенком составьте расписание его дня. Помогите малышу вспомнить все дела, которые он делает за день; листочек с расписанием пусть он украсит и повесит на стенку. И пусть там окажется специальный пункт «Наведение порядка». Тогда каждый вечер вы сможете апеллировать к этому свидетельству ваших договоренностей.
Для малышей уборка станет веселее, если ее сопровождать «специальной» песенкой. Вы можете выбрать ее по своему вкусу.
На помощь может прийти сказка. Одно дело убирать комнату просто так, а совсем другое — готовить ее к визиту доброй волшебницы, которая проведывает по ночам всех малюток. Ведь если на полу разбросаны игрушки, фея может споткнуться и упасть! А может быть вечером к вашему малышу в гости приходит Оле-Лукойе, известный сказочник? Этот добрый гномик — очень большой чистюля. Увидев беспорядок, он так расстраивается, что не может вспомнить ни одной сказки.
Не нужно угрожать: «Не уберешь — выброшу все игрушки в мусор!» Но если ребенок не заботится о своих «друзьях», бросает их где попало, однажды ночью (ведь по ночам игрушки оживают, вы же знаете) они могут обидеться и уйти. Перечитайте с малышом замечательное стихотворение Корнея Чуковского «Федорино горе». Точно так же, как от неряхи Федоры убежала вся посуда, от крохи могут убежать все его игрушки и книжки! Потом, конечно, пожалеют хозяина и вернутся при условии, что он даст честное слово заботиться о них.