Мотивы детского воровства и как его преодолеть
Любой родитель, узнав, что его отпрыск что-то украл, разволнуется не на шутку. А как же иначе, ведь мы столько времени и сил уделяем воспитанию, и вдруг такое! Однако психологи успокаивают: сам факт воровства не говорит о тотальной испорченности ребенка и вовсе не гарантирует его криминального будущего.
Главное — вовремя понять причины воровства и найти общий язык со своим чадом.
Мамы и папы то и дело слышат от детей многочисленные «хочу», особенно тогда, когда те вступают в школьный возраст. Чего же хотят наши школьники? Да все, что угодно: новый телефон, ролики, плеер, поездку к морю, платье, как у Тани, сапожки, как у Оли…
Ребятам трудно сопоставить свои желания с возможностями родителей, в том числе и материальными. Собственные потребности для них зачастую важнее моральных принципов и норм поведения, принятых в обществе или в семье, и справиться с собой они не могут.
При этом «плохими» дети быть не хотят. Даже совершая воровство, ребенок оправдывает себя: «Почему нельзя взять вещь, которая мне очень нравится? Чужая? Но я же не насовсем: поиграю и отдам».
В данном случае мы не будем говорить о клептомании. Это психическое расстройство, которое заставляет человека красть вещи не из желания обладать ими, а из болезненного удовольствия от самого процесса воровства. Есть и другие мотивы, заставляющие ребенка совершать не самый благовидный поступок.
Рассмотрим наиболее типичные ситуации
Синдром обделенности
Родителям следует помнить, что дети в школьном возрасте ведут себя так, как принято в среде их сверстников. Они стараются носить то, что носят их одноклассники, иметь такие же школьные принадлежности, игрушки, телефоны и т. д. Это явление называется детской конформностью.
Вот лишь один пример. Оксана с дочерью Леной, которой 8 лет, были в гостях у родственников. Вернувшись домой, Оксана с изумлением обнаружила у Лены красивую шариковую ручку, сделанную в виде игрушки. На вопросы мамы девочка ответила, что ручку ей дала на время двоюродная сестра Катя, ровесница Лены. Однако Оксана выяснила, что ее дочь взяла вещь без спроса.
В этой ситуации основным мотивом поведения ребенка было желание иметь такую же вещь, как у сестры. Лена чувствовала себя обделенной и не испытывала угрызений совести за содеянное. Стыд появился лишь тогда, когда родители узнали о проступке и отругали девочку за него.
Спортивный интерес
Восьмилетний Рустем и его друг Вадим решили копить деньги. Причем поспорили, кто первым накопит 500 рублей. Вадиму родители иногда давали немного на карманные расходы, а Рустему — нет. Поэтому мальчик решил сэкономить на школьных обедах, а заодно взять деньги из ящика письменного стола, где они всегда лежали у родителей.
Вот еще один мотив воровства — соревновательный. Желание выиграть у друга заслонило все условности и запреты. К тому же, по словам мамы Рустема, ее сын не признавал себя виновным в том, что украл деньги. В разговоре с ней он искренне недоумевал, почему не может взять денег из дома: «Ты же берешь деньги из ящика в столе, и папа берет оттуда. Это ведь не воровство!»
Как Робин Гуд
Случается, ребенок руководствуется и вовсе «благородными» намерениями. Когда Вике было семь лет, она украла у друзей своих родителей, людей состоятельных, довольно крупную сумму денег, которую те держали в ящике стола. Сначала несколько сотен рублей она отдала бабушке и на ее удивленный вопрос ответила, что нашла деньги на улице. Потом оставшуюся сумму девочка отдала маме. Ситуация прояснилась довольно быстро, и на вопрос родных, зачем же было красть деньги, Вика ответила, что таким образом «хотела помочь маме с бабушкой, ведь им все время не хватает денег»
В центре внимания
Бывают и совсем уж экзотические мотивы воровства. Так, 10-летняя Алина в выходной день поехала с классом в лес, чтобы поиграть в футбол и просто отдохнуть. У ее одноклассницы Камиллы были часы, которые она сняла перед игрой и положила около своего пакета. Играть Алине не хотелось и вообще было скучно. Тогда она решила взять часы Камиллы, спрятать их где-нибудь, а потом, когда все начнут их искать, неожиданно «найти» пропажу.
В данном случае ребенок использовал факт воровства как возможность обратить на себя внимание и заслужить похвалу от учителя и одноклассников за якобы найденную им вещь.
Но чаще всего, как показывают и наши примеры, и рассказы родителей, предметом кражи становятся деньги, на которые ребенок намеревается купить вожделенную вещь или игрушку
Как отучить ребенка брать чужие вещи?
Если случилась неприятность и вы, к своему ужасу, узнали, что ваш ребенок присвоил что-нибудь ему не принадлежащее, не впадайте в панику и соблюдайте следующие рекомендации. Это поможет вам предотвратить подобное в будущем, не причинив психологической травмы ребенку.
1. Регулярно выдавайте детям определенную сумму на карманные расходы. Ребенок должен учиться тратить деньги и планировать свои расходы. Школьникам также полезно узнать, что деньги имеют свойство заканчиваться.
2. Деньги, находящиеся в доме, не должны быть в поле зрения ребенка. Эту рекомендацию следует соблюдать для того, чтобы у малыша не было ни малейшего искушения присвоить себе деньги родителей.
3. Даже если вы точно знаете, что ребенок замешан в воровстве, ни в коем случае не навешивайте на него уголовных ярлыков, не предрекайте ему «плохую дорожку» в жизни и т. д.
4. Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве: «В нашей семье такого отродясь не водилось«, или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей».
5. Не вспоминайте прошлые проступки ребенка, когда он вызовет ваше недовольство в следующий раз.
6. Учите детей тому, что чужие вещи нельзя брать без разрешения ни под каким предлогом.
7. Воспользуйтесь рекомендацией Бенджамина Спока, приведенной им в книге «Разговор с матерью»: «Если ребенок украл вещь у чужих людей, родителям не следует торопиться ее возвращать. Пусть ребенок сам отдаст эту вещь и попросит прощения». Такой урок надолго останется в его памяти.
9. Какой бы плохой поступок ни совершил ваш ребенок, вы должны понимать, что от этого он не стал хуже. Да, поступок плохой, но ребенок-то все равно ваш, любимый. Своим поведением вы как бы говорите ему: «Мне не нравится, как ты поступил, но я все равно тебя люблю. Я помогу тебе справиться с любой проблемой, не оставлю тебя в беде, не стану любить тебя меньше».