Растем и развиваемся правильно
Раннее детство — особый период становления органов и систем, и прежде всего функций мозга. Период от 0 до 3 лет является определяющим для становления речи, и если в этот период не уделять внимания ее формированию, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Чтобы помочь ребенку первого года жизни овладеть речью, используйте следующие рекомендации:
- озвучивайте все свои действия, разговаривайте с ним, называйте предметы, рассказывайте о том, что вы делаете;
- берите ребенка на руки, рассказывайте ему стихи, пойте песенки, потешки, чтобы он наблюдал за мимикой и артикуляцией;
- стимулируйте речевую активность ребенка, избегая общения с помощью жестов: не спешите давать ребенку желаемое, едва он протянет руку, спросите о том, что он хочет получить или сделать;
- медленно и четко называйте предметы, не коверкайте их на детский манер, ребенок должен слышать от вас слова в их правильном звучании;
- каждый день читайте малышу, не ограничиваясь только стихами или сказками. Ребенок должен слышать разнообразную ритмически и интонационно оформленную речь;
- стройте общение с ребенком в форме диалога, выдерживайте паузу для его ответов.
Речевое и психическое развитие взаимосвязано. Родитель организует игру или включается в уже начатую ребенком с целью научить его новому, сформировать навыки, дать понятие о свойствах предметов, познакомить с окружающим миром.
Уже в годик ребенка можно показать логопеду, который определит уровень понимания, возможные нарушения внимания ребенка, развитие мелкой и общей моторики и речевых навыков.
Возможно, потребуются индивидуальные корректирующие занятия с ребенком, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата (упражнения для губ, языка, нижней челюсти), развитие речевого дыхания, фонематического слуха, расширения словарного запаса и речевой активности.
Телевизор — враг в вашем доме
В последнее время на плановом осмотре у детского невролога очень часто родители слышат о том, что их дети отстают по некоторым показателям.
Почти все детишки из благополучных семей испытывают дефицит живого общения. Последствия могут быть самые разные: запоздалое развитие речи и двигательной активности, неврологические патологии, аутизм, тревожность, агрессивное поведение. Некоторые современные крохи с трудом идут на контакт, не склонны выказывать свои эмоции или, наоборот, сильно расторможены, не умеют играть в коллективе.
Дело в том, что родители знают об особой любви детей к телевизору и активно этим пользуются. Телевизор входит в мир ребенка как универсальное развлечение, когда мама устала или работает.
Родители оправдывают себя тем, что там есть и правильная речь, и песни, и яркие картинки. И лишь немногим известно, что телевизор — враг номер один для развития ребенка.
Во время его просмотра сознание и воля малыша практически отключены. Мозг ребенка впадает в эмоциональную «кому»: он не воспринимает мелькание на экране как полноценную информацию, а наличие диалогов как таковых им вообще не улавливается!
Никакого познавательного процесса в момент просмотра телепередач не происходит.
Малышей привлекает реклама (которая вкупе с эффектом 25-го кадра совсем не безопасна) и частая смена ярких картинок, однако порой излишне агрессивные картинки приводят к перевозбуждению неокрепшей психики ребенка, повышенной тревожности и агрессивности.
Играя учимся!
Самым важным моментом в общении с ребенком является его эмоциональная вовлеченность в диалог. Постоянно поражайте его воображение, удивляйте (с детьми это несложно), придумывайте забавы для любой ситуации: в магазине, поликлинике — включайте эмоциональную сферу ребенка.Сложно постоянно придумывать игры и вести умные беседы — научитесь просто проговаривать все свои действия. Примерно так: «Сейчас мы идем умываться… Давай пошатаемся, как бычок, из стороны в сторону: идет бычок качается, вздыхает на ходу… ух! …Теперь давай умоемся: помоем правую ручку, потом левую… личико… моем-моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто». Чтобы научиться говорить, ребенок должен постоянно слышать живую речь.
Малыш с самого детства должен уметь находить контакт с разными людьми. Постепенно круг его общения расширяется. Детям старше года уже необходимо организовать общение со сверстниками.
Если у родителей дефицит времени и они не всегда имеют возможность пойти с малышом в гости, где есть дети его возраста, или не могут выкроить часок-другой, чтобы отвести ребенка на детскую площадку, запишите своего кроху на курсы раннего развития для детей соответствующего возраста. Обычно занятия проводят с детьми старше одного года. В любом случае общение со сверстниками — на площадке в песочнице или в группе раннего развития при детском садике — дает возможность научиться взаимодействию в коллективе, развивает речь, моторику и другие психические и физические навыки.
Развитие мелкой моторики рук
Известно, что занятия по развитию мелкой моторики рук стимулируют зону головного мозга, отвечающую за развитие речи. Необходимо с самого раннего детства
- играть с пальчиками,
- массировать их (пальчиковая гимнастика),
- выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом,
- заниматься конструированием (кубики, любой природный материал),
- собирать мозаику и элементарные вкладыши,
- раскладывать мелкие предметы по отдельным емкостям,
- лепить и рисовать уже на первом году жизни.
Не забывайте и про формирование навыков самообслуживания (снять носок, расстегнуть пуговицу, вымыть руки, самостоятельно кушать). Для развития тактильной чувствительности и сложной координации пальцев рук существует масса интересных занятий, вызывающих восторг у малышей. Что может быть интереснее для познающего мир карапуза, чем запустить руки в сосуд с однородным содержимым (вода, песок, крупы, мелкие предметы) или угадать на ощупь самые различные предметы с закрытыми глазами? Детей постарше можно научить вырезать из бумаги снежинки, лепить из пластилина забавные фигурки.
Наш эксперт: врач-педиатр, Белитский П.А.