Можно ли беременным летать? Мнения специалистов
Мне не удалось найти в интернете или в прессе никакой информации, исследований или статистики, говорящей о прямом вреде перелетов для беременных. А вот упоминаний о том, что летать беременным не вредно – сколько угодно.
Однако даже простая логика подсказывает, что:
- никакие врачи-исследователи не станут проводить такие негуманные опыты на беременных;
- никакая беременная в здравом уме не согласится на подобные эксперименты;
- авиакомпании умалчивают о неприятных единичных случаях, чтоб не портить себе репутацию и не отпугивать клиентуру.
Однако та же логика подсказывает и вот что: если даже на земле и даже не будучи беременной, я реагирую на изменения атмосферного давления, на уровень загазованности и влажности воздуха, на вибрации и шумы, то… То стресс, который переживает организм в полете, вовсе не пустяковый! И вот что говорят по этому поводу врачи.
Наиль Нуриев, врач-репродуктолог:
Несколько лет назад я на собственном опыте убедился, что ничего хорошего из таких путешествий не выходит. Моя беременная жена тогда очень настрадалась в полете, а малыш и подавно. Как только мы взлетели, плод стал неистово брыкаться и лягаться – ему было плохо из-за нехватки кислорода. …Природой устроено, что организм женщины для беременности перенастраивается так, чтобы плод не испытывал нужды ни в чем и чтобы в избытке было всего: кислорода, жиров, глюкозы и так далее. Поэтому когда беременные говорят, что им «нечем дышать» — это чистая правда, они же дышат за двоих. Но это душную комнату можно проветрить или можно ее покинуть, а самолет – никак. …
И вот наш самолет взлетел, содержание кислорода в салоне и давление упало. А когда резко и значительно упало парциальное давление, то содержание кислорода снизилось не только в кровотоке беременной, но и в крови плода. Полет тогда был недолгий, но и его нам хватило, чтобы сделать вывод: больше никогда мы не полетим беременными.
Это я как отец говорю. А как врач вот что: недостаток кислорода может привести к травме сосудов головного мозга – это медицинский факт. Не стоит рисковать умственным развитием будущего ребенка!
Самукова Нелли Михайловна, врач-гинеколог:
В Интернете давно висит статья, в которой сотрудники «Аэрофлота» гордо сообщают, что у них нет ограничений для беременных пассажирок, потому что их бортпроводники обучены принимать роды. Поражает, насколько до бесчеловечия алчны бывают авиакомпании – им так хочется заполучить пассажира, что они даже готовы потратиться на курсы по родовспоможению для стюардесс! Это во-первых.
Во-вторых, по моему опыту, сегодня каждая четвертая беременность имеет пусть небольшие, но заметные «нюансы» — патологии: отклонения в течении беременности, анемия, изменения в плаценте, пиелонефрит. И авиапутешествие может усилить негативную картину.
А перегрузки при взлете и посадке? Теоретически они могут стать причиной кровотечения, отслойки плаценты, преждевременного разрыва плодного пузыря. А это уже угроза выкидыша или родов недоношенного ребенка. А резкое обезвоживание? А солнечное излучение, от которого на высоте вас уже не защитит слой атмосферы? Здравый смысл врача мне подсказывает, что это вредно, даже на самых ранних сроках беременности.
Соловьев Анатолий Аркадьевич, врач-репродуктолог:
Я информированный пессимист. Это означает, что я (умея принимать роды в разных условиях и допуская, что и другие врачи так могут) категорически против того, чтобы беременные летали, причем, на любых сроках. И вообще, откуда такая беспечность? Откуда уверенность, что роды в воздухе – дело пустяковое? Ведь даже в роддом женщина отправляется с волнением, хотя знает: вокруг медики, специалисты… И даже в роддоме родившемуся до срока могут немедленно потребоваться медицинские аппараты, особые медикаменты. Во-вторых, родовая деятельность в экстремальных условиях почти всегда протекает с осложнениями. В-третьих, если любые роды сопровождаются определенной кровопотерей, то в экстремальных условиях она может стать критической. И с каким количеством микробов и инфекций встретится новорожденный в салоне среди массы людей!
Как специалист, я категорически утверждаю: роды в самолете крайне опасны и нежелательны для женщины и еще в большей степени для новорожденного. Будущая мама должна твердо знать, что за две недели до родов ей не то, что в полет, – вообще никуда лучше не отправляться.
17 февраля 2006 года в самолете, выполнявшем рейс Москва-Якутск, у 25-летней пассажирки родилась девочка. По счастью среди 98 пассажиров оказалась бригада медиков: врач-кардиохирург, сосудистый хирург и педиатр. Под контролем врачей и за полтора часа до посадки на свет появилась малышка весом 3,1 кг и ростом 51 см. Девочку назвали Зарина.
Авиакомпании: ограничения по перевозке беременных
Авиалинии Татарстана перевозит беременных женщин при условии, что авиакомпания не несет никакой ответственности перед женщиной за последствия для нее, что удостоверяется гарантийным обязательством (распиской). Беременных берут на борт при наличии медицинской справки и при условии, что до срока предполагаемых родов не менее 4-х недель.
Lufthansa принимает на борт пассажирок в положении, если срок беременности фрау не превышает 6 месяцев. Благодаря по-немецки дотошному контролю при посадке, случаев незапланированных родов в самолетах компании еще не было.
Аэрофлот не рекомендует совершать перелеты за 4 недели до предполагаемого срока родов и требует подтверждение врача. Если нет справки, в которой указана дата родов, то данную проблему решает врач аэропорта. Компания не разрешает перелет за 7 дней до срока родов и в течение 7 дней после родов. Возможно, поэтому среди авиакомпаний именно эта стоит на первом месте по количеству рожденных в самолетах детей.
KLM катает женщин без всякой медицинской справки вплоть до 36-й недели беременности, но только в том случае, если барышня ожидает одного ребенка. А если более, то срок не должен превышать 34 недели. На более поздних сроках на борт сажают только при наличии медсправки, в которой написано, что будущей многодетной маме разрешается путешествовать самолетами и роды, в принципе, не должны начаться прямо на борту.
British Airways без медицинской справки берет женщин, срок беременности которых не превышает 28 недель. От 28 до 36 недель — только с разрешением от врача. Причем в справке должна быть указана ожидаемая дата рождения ребенка. При этом длительность полета не должна превышать 4 часов.
EL AL с будущими мамами поступает жестко: если срок беременности больше 32 недель, то лететь не разрешат. С меньшим сроком — пожалуйста, но только со справкой от врача, где указаны предполагаемые сроки родов.
Delta катает всех беременных без исключения и без справок. Однако россиянкам, летящим в США, надо учитывать, что на большом сроке беременности в самолет их могут не пустить, поскольку есть вероятность, что они родят в Америке. А ребенок, родившийся на территории США, автоматически получает право на американское гражданство.
Air France на борт своих самолетов принимает без медицинской справки только тех, у кого срок беременности не больше 3 недель. После этого — либо со справкой, где указана ожидаемая дата родов, либо в сопровождении повитухи — чтобы было кому ребенка в воздухе принять.
SAS готовы иметь дело с беременными, но с некоторыми оговорками. До 4 недель беременности — без справки от врача. От пассажирок со сроком беременности от 4 недель и дальше требуют медсправку, и берут с собой только в том случае, если полет длится не более 4 часов. Тех, кто на предпоследней и последней неделях беременности, в небо не пускают.