Мамы и папы маленьких детей наперебой рассказывают о том, что их чада, еще не научившись говорить и едва научившись ходить, уже знают, как включить планшет, найти и запустить любимый мультфильм.
Взрослые только вздыхают, мол, их дети родились в такую эпоху, когда планшет – такой же повседневный предмет, как ручка и альбом в эпоху их родителей. И все-таки, как здесь быть: отбирать и запирать планшеты в ящиках и шкафах или, наоборот, предоставить полную свободу ребенку и стимулировать его интерес к современной технике?
Однозначного ответа на этот вопрос нет: сколько психологов, столько и мнений. Ранний интерес к информационным технологиям детей вполне объясним. Искусственно изолировать ребенка от телевизоров, компьютеров, телефонов и планшетов очень сложно, хотя и «погружать» ребенка в этот мир насильно слишком рано тоже не стоит. Вспомните, что мы, более старшее поколение, приходили к этим вещам постепенно и осваивали их не все сразу и одновременно.
Но допустим, ваш ребенок уже нашел неубранный планшет в доме и заинтересовался им, что он может из него почерпнуть? Он может найти ваши фотографии, позвонить по скайпу вашим друзьям, включить любимый мультик… Не говоря уже о том, что если планшет обнаружил совсем младенец, то он, конечно, захочет его попробовать на вкус или поиграть шнуром от зарядного устройства.
И все-таки нужно ли в случае, если вы застали ребенка за планшетом, отбирать дорогую игрушку? Ваше резкое движение, раздражение или крики могут только вызвать слезы или протест малыша. Гораздо более конструктивный путь – использовать «врага» (то есть планшет) с правильной целью. Можно попробовать переключить внимание ребенка на качественный познавательный контент – не на развлечение, а на образование
Если совсем маленький ребенок пробует осваивать устройство, то загрузите в него образовательные приложения для самых маленьких. Он только начинает говорить? Можно привлечь его внимание к образовательным играм, которые помогут заинтересовать ребенка в приобретении начальных навыков чтения.
Например, существует приложение «ОСӠ. АзбукоСлов» (
Android,
iOS). Уже по названию понятно, что оно помогает изучать буквы и слова. Сначала можно попробовать открыть его и исследовать вместе с малышом.
Вот буква А, с нее начинается слово Апельсин. Женский бодрый голос озвучивает, изображение апельсина радует красками и спелостью плода.
Или задача посложнее. Буква М – Метро. Возможно, ребенок еще не знает, что такое метро, никогда там не был. Тогда помимо изучения букв он также будет узнавать от вас новые понятия и реалии.
Если с буквами разобрались (а на это может уйти от месяца до года – не надо торопить малыша), то можно переходить к слогам. Озвучивающий приложение голос скажет: «Закончи слово – Ябло (ко)». Нужно подобрать недостающий слог из предложенных. Если не получится с первого раза, диктор даст вашему ребенку подсказку.
Уровень «Составь/Напиши слово» – для продвинутых ребят, готовящихся к школе. Если на предыдущем уровне нужно было подобрать только последний слог, то здесь нужно составить (написать) все слово целиком.
Кстати, на всех этапах можно и нужно компьютерные технологии использовать наравне с развитием навыков традиционного произношения и письма. Буквы, слоги и слова можно не только составлять на экране планшета, но и обязательно нужно произносить, повторяя за диктором, и очень желательно записывать в блокнот (для начала, конечно, печатными буквами). Это, разумеется, замедлит процесс обучения, но зато даст настоящий познавательный «мультиэффект».
Буквы и слова дети часто готовы изучать наряду с цифрами и числами. Ведь если проводить аналогию, цифры – это такие же буквы для чисел, а числа – целые слова из цифр. Здесь на помощь придет приложение для получения знаний и развития математического мышления «ОСӠ. Матемашка» (
Android,
iOS). В нем – более 2800 заданий, которые научат цифровой записи и пересчету чисел, сложению и вычитанию, умножению и делению, определению геометрических фигур и т.д. На самом деле, «ОСӠ. Матемашка» подходит не только для дошколят, но и для учеников начальной школы. Поэтому это приложение могут взять на вооружение не только родители, но и учителя. Каждый урок можно построить индивидуально с интерактивным задачником от «ОСӠ. Матемашки». Но начать можно и нужно еще до школы.
На этапе, когда ребенок уже составляет слова, можно подключать «ОСӠ. Матемашку», начиная с самых простых заданий. Например, для развития геометрического мышления можно попросить ребенка собрать несложный пазл из фигур, предложенных в образце.
Пространственное восприятие можно развивать с помощью задания на раскрашивание. Но это не простая раскраска, здесь требуется понять, как закрасить узор, чтобы он стал зеркальным отображением предложенного.
Еще одно задание для малышей: определение относительного положения предметов.
Ну, и конечно, различные задания на знакомство с цифрами и самые простые действия с ними (распознавание чисел на слух (от 1 до 10), нахождение числа, пропущенного в числовом ряду (от 1 до 10), сложение как объединение двух групп и пересчёт (от 1 до 5).
Таким образом, если изначально правильно сориентировать ребенка на качественные познавательные приложения, то общение с планшетом для ребенка станет более осмысленным, а различные гаджеты будут ассоциироваться с миром образовательных развлечений.