Дети

Тик-так: не тяните время с детским неврозом

Тик-так: не тяните время с детским неврозом

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Они встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков, в возрасте до 10 лет — у каждого пятого ребенка. Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика — это 3 года и 7-11 лет.

Часто они усиливаются по мере приближения периода полового созревания и постепенно уменьшаются с возрастом.

Словом «тик» называются быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся движения определенных мышечных групп или разнообразные автоматизированные привычные элементарные движения.

Чаще это относится к мышцам лица: моргания, мигания, наморщивание, нахмуривание лба, шмыганье носом, раздувание крыльев носа, облизывание губ, растягивание рта, чмоканье, «гримасы».

Нередко отмечаются более сложные движения — подергивание головы и шеи, движения плечами, конечностями, частями туловища, а также приседания, пританцовывание, втягивание живота, покашливание, тяжелые вздохи, «хмыкание», прерывистая, напоминающая заикание речь, «хрюкающие» звуки, попискивания (так называемые респираторные тики, иначе — фокальные тикозные движения).

Факторы, провоцирующие тики:

  • стрессовые ситуации (поход в школу или детский сад, испуг, просмотр «фильмов ужасов»);
  • инфекция: респираторно-вирусная, стрептококковая;
  • черепно-мозговые травмы;
  • умственные перегрузки;
  • длительные занятия на персональном компьютере.

Механизм возникновения

Часто эти движения возникают в результате фиксации какого–либо защитного действия, имевшего сначала целесообразный защитный характер («смаргивание соринки», кашель при простуде и т.п.). Сначала тики возникают по определенному поводу, к примеру, появляются подергивания шеей, как бы освобождающие от тугого воротничка, галстука, или движения туловищем в связи со стягивающей резинкой трусов. Дети могут облизывать губы при их сухости или нахмуривать лоб при длинных, закрывающих глаза волосах.

У детей очень быстро подобные действия закрепляются по типу патологической условной связи и в дальнейшем повторяются уже без внешнего раздражителя.

Иногда тики — это следствие определенных заболеваний. Например, моргание возникает в результате перенесенного конъюнктивита. Позже эти движения закрепляются и остаются надолго после того, как воспалительный процесс в области глаз стихает.

Пусковым механизмом в возникновении тиков могут стать острая или хроническая психическая травма, неправильное воспитание ребенка. Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой, развиваются тики.

Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для их появления. То есть для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной.

Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания.

При развитии тикозного расстройства активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и прочее, возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках — перебирание складок одежды, накручивание волос на палец.

Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Комментарий специалиста

Ассистент кафедры детской неврологии КГМА, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Марина Владимировна БЕЛОУСОВА:

«Несмотря на то, что тикозные расстройства по МКБ-10 отнесены к разделу психиатрии, на практике чаще всего сталкиваются с данной нозологией неврологи, работающие в детских поликлиниках. В данном случае не столь существенно, к какому специалисту (к неврологу или к психиатру) обратятся родители, чей ребенок внезапно стал учащенно мигать, моргать, шмыгать носом или подкашливать, будто „прочищая горло“.

Главное — своевременное обращение за квалифицированной медицинской помощью.

Некоторые виды тиков купируются назначением соответствующей медикаментозной терапии из арсенала врача-невролога. Существующий алгоритм лечения тикозных гиперкинезов включает общеукрепляющую терапию, назначение седативных препаратов, ноотропов, витаминов, в некоторых случаях — специфических препаратов, влияющих на нейромедиаторные системы мозга.

Но, если тики — симптом невроза и сочетаются с эмоциональными нарушениями, навязчивостями, ипохондрическими феноменами, поведенческими расстройствами, то лечением их должен заниматься врач-психотерапевт.

На этапе невротической реакции (когда тики впервые появились) психотерапевтическое воздействие наиболее эффективно. Нередко тики исчезают при „изъятии“ ребенка из психотравмирующей ситуации, либо при нормализации семейной обстановки, путем устранения или сглаживания психотравмирующих факторов. Если возникновение тиков обусловлено внутрисемейной психотравмирующей ситуацией, медикаментозное лечение тиков необходимо сочетать с проведением семейной психотерапии.

На этапе развернутого невротического состояния особое значение приобретает индивидуальная психотерапия, с элементами рациональной, поведенческой терапии, прямой или косвенной суггестии. Важным является создание у ребенка эмоционально значимых интересов и увлечений, особенно эффективны занятия спортом. В лечении важно достичь понимания и заручиться поддержкой семьи ребенка.

Замечено, что фиксирование внимания родителей и детей на тиках, усиливает их проявления, поэтому родителям рекомендуется игнорировать (внешне и вербально) тики, вселяя в детей уверенность в эффективности проводимой терапии.

Обязательным условием эффективной терапии является соблюдение щадящего, психоохранительного режима, предусматривающего достаточный по продолжительности ночной сон, хорошо составленный распорядок дня (нагрузки дозированы и чередуются с моментами активного, подвижного отдыха), прогулки на свежем воздухе, ограничение просмотра телепередач и сокращение времени пребывания в „сидячей, застывшей“ позе (перед компьютером). Зачастую родители не придают должного значения соблюдению режимных моментов, возлагая надежды на медикаментозную терапию. Однако подобный „биологический“ подход не всегда бывает успешным.

Еще один секрет успешного лечения — положительные эмоции, волшебная триада „смех — радость — счастье“. Превращение семьи в защищенную гавань любви — вот лучшая профилактика невротических расстройств у детей и взрослых!»

Автор:
Лилия АХМАДЕЕВА
4071
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...