Развитие детей
Профилактика дефектов речи у детей
Дети учатся говорить по-разному. Кто-то уже в полгода лепечет что-то внятное, а кто-то и в два молчит. В любом случае, каждое новое слово в лексиконе малыша – радость для родителей. Но вот ребенок начал говорить, и все бы хорошо. Но тут порой начинают появляться другие тревоги – дефекты речи. Что делать, если ребенок говорит, но даже родная мама не понимает, что именно?
Дети с дефектами речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Такие дефекты очень многообразны и могут проявляться в проблемах с произношением, в нарушениях темпа или плавности речи или просто в бедности словарного запаса. Случается, что дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими или попросту заикаются. Одни родители сразу обращают внимание даже на малейшие погрешности, другие совершенно не волнуются, ссылаясь на то, что «маленьких детей вообще сложно понять». Что же правильно? Где найти золотую середину?
Родители должны знать, что является отклонением от нормального развития, а что находится в пределах нормы.
Конечно, когда ребенок только начинает говорить, его артикуляция не может быть совершенной. К примеру, звуки могут искажаться, некоторые попросту заменяются другими. Но такое обращение со словами позволительно детям до 2,5 — 3 лет, если же подобные дефекты остаются у детей более старшего возраста, нужно бить тревогу.
Звуковой барьер
К нарушениям звукопроизношения относятся косноязычие и нечленораздельная речь. Косноязычие – это отсутствие в речи некоторых звуков, их искажение или замена одного звука другим. Например, когда вместо «рыбак» ребенок произносит «лыбак», а «машину» заменяет на какую-нибудь совершенно никому непонятную «масину».
Косноязычие бывает
- функциональным,
- механическим.
В первом случае причины косноязычия кроются в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. На втором-третьем году жизни это вполне нормально. Но если дефект сохраняется и в более старшем возрасте, следует обратиться к логопеду. Механическая же форма косноязычия вызвана врожденными дефектами в строении ротовой и носовой полостей. При этом часто страдает не только произношение звуков, но и тембр голоса.
Чем сложнее артикуляция звука, тем труднее для ребенка его произношение. Бесспорно, самые «трудные» звуки это «р» и «л», на втором месте свистящие «с», «з», «у» и шипящие «ш», «ж», «ч», «щ».
Что только дети не проделывают с многострадальным звуком «р»! Кто-то его совсем игнорирует, произнося, к примеру, «ука» вместо «рука» или «коова» вместо «корова», кто-то заменяет «р» носовым «нг», кто-то «л», а особо находчивые вообще чем попало. Примерно тоже самое происходит в детской речи со звуком «л»: «лошка» становится «ошкой» или «лампа» превращается в «вампу», а иногда и вовсе в «рампу».
Как правило, функциональное косноязычие достаточно легко (с точки зрения логопеда) ликвидируется при помощи специальных упражнений. Но ни в коем случае не пытайтесь исправлять недостатки произношения у ребенка самостоятельно. Только логопед может верно оценить степень нарушения, определить его особенности и дать нужные указания.
Механическое косноязычие представляет собой более серьезное расстройство, ведь правильное строение челюстей, зубов, языка, носоглотки необходимо не только для правильного формирования речи, но и для полноценного питания и дыхания.
Часто такие патологии сопровождаются и другими заболеваниями. Нередко ребенку трудно не только говорить, но и понимать речь других. Кроме того, дефекты в строении челюстей, носоглотки влияют на форму лица, и дети болезненно переживают свои физические недостатки. Нарушения здесь могут быть самые разные. Главное – не впадать в панику, а вовремя обратиться к врачу. Обычный логопед здесь помочь не в силах. Таким детям, как правило, показана помощь «серьезных» специалистов, и даже хирургическое вмешательство.
Отсутствие членораздельной речи (дизартрия) обычно возникает при травмах мозга, воспалительных процессах или нарушениях мозгового кровообращения. Дизартрия также сопровождается другими нарушениями: замедленность движений, затрудненные жевание и глотание, тихий, глуховатый голос. Такой ребенок задерживается в развитии, и начинает говорить иногда только к 5-6 годам. Позднее запас слов увеличивается, речь разбивается, но по-прежнему остается неразборчивой и монотонной.
Дети с дизартрией нуждаются в наблюдении невропатолога, поскольку это расстройство всегда является результатом заболевания мозга, которое нужно долго и терпеливо лечить.
Не менее длительной и кропотливой работы требует и исправление речевых дефектов, которое проходит под руководством логопеда.
Уроки «ритмики»
Случается, что ребенок говорит, его речь постоянно пополняется новыми словами, но даже родная мама не может понять, что именно он «лепечет». Так происходит из-за нарушения темпа речи.
Замедление темпа речи может проявляться в растянутом, замедленном произношении звуков, в паузах между слогами или словами. Такая речь, как правило, вызывает раздражение у слушающих, но сам ребенок обычно не замечает этого дефекта.
Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения. А когда ребенок волнуется, речь его еще больше ускоряется, он «проглатывает» слоги и слова, переставляет их местами.
Понять, что он говорит становится крайне сложно. Лечение таких детей заключается, прежде всего, в снижении при помощи лекарств общей возбудимости (лекарства должны быть назначены врачом).
Важно также помнить, что огромную роль в речевом развитии ребенка играет подражание. Поэтому, если кто-то в вашей семье имеет нарушения темпа речи, вылечить ребенка будет крайне сложно. Единственный выход – лечить обоих.
Отдельная огромная проблема – заикание — расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц.
Заикание имеет две формы:
- заикание развития
- реактивное заикание.
Первое проявляется обычно в раннем детстве, когда ребенок еще совсем плохо говорит, а взрослые пытаются научить его трудным словам и фразам. Такая перегрузка речевых зон мозга малыша и приводит к тому, что в один момент (или постепенно) он начинает заикаться. Первой мерой здесь должно быть прекращение всяких разговоров с ребенком. Нужно успокоить малыша и оставить его в тишине. Иногда такой «режим молчания» дает хороший результат, но порой расстройство бывает довольно стойким, и тогда родителям необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Реактивное заикание чаще всего является результатом испуга, психической травмы или длительных болезней.
Однако, хотя бы раз испуг переживает каждый ребенок. Многие дети болеют или становятся свидетелями конфликтов в семье. Но заикаться при этом начинают далеко не все, а лишь дети изначально предрасположенные к этому. У таких детей, помимо заикания, как правило, наблюдаются и другие расстройства: плохой аппетит, беспокойный сон или ночные страхи. И здесь не обойтись без помощи невропатолога.
Несколько слов о профилактике заикания
Детям, предрасположенным к возникновению заикания (нервным и беспокойным) нужно уделить особое внимание. Крайне важно установить режим, следить, чтобы эти дети не переутомлялись, создавать благоприятную для них обстановку дома, в семье, в коллективе. Ведь эти дети очень ранимы и тяжело переживают даже малейшее недопонимание.
Не стоит перегружать малыша упражнениями. Важно соблюдать меру и в речевых нагрузках. Такому ребенку нельзя много читать, не стоит испытывать и его внимание, учить его трудным словам или сложным фразам.
Ведь легче соблюдать все меры предосторожности и уберечь ребенка от заикания, чем впоследствии лечить его.
Последовательность, терпение и настойчивость – вот, пожалуй, самое главное, что поможет вам и вашему ребенку в борьбе с речевыми дефектами. Не бросайте начатого и не останавливайтесь на достигнутом, только так вам удастся справиться со всеми проблемами.