Школьники
Опасная школа, или Распространенные болезни школьников
Почти каждому школьнику к аттестату зрелости прибавляется и букет болезней. Это бесплатное приложение способно подпортить жизнь не только самому подростку, но и его родителям. Потому что все приходится расхлебывать именно им: водить к врачам, содействовать лечению, возможно, переоборудовать рабочее место ребенка, убеждать его менять образ жизни и много чего еще, требующего финансовых, физических и моральных затрат…
Чаще всего в школьные годы проблемы возникают со зрением, позвоночником, желудком и нервами. Остановимся на каждой из них подробнее.
Близорукость
Статистика свидетельствует, что количество близоруких детей к моменту окончания школы увеличивается в 5 раз. Причиной тому является недостаточная освещенность рабочего места и длительное перенапряжение глаз. Заподозрить, что ребенок плохо видит вдаль, не составит труда: о проблемах зрения они охотно говорят сами, а молчунов выдает прищур, который вовсе не от солнца.
Совет: зачастую острота зрения падает постепенно, значит, есть возможность, вовремя спохватившись, исправить ситуацию: сегодня офтальмологические кабинеты и центры располагают новейшими методами коррекции зрения.
Создайте ребенку здоровое освещение: свет должен падать с левой стороны, не создавая никаких теней на рабочей поверхности. Следите, чтобы расстояние между глазами ребенка и тетрадью/книгой было не менее 30-35 см, а расстояние от телевизора — в 5 раз больше диагонали экрана. После 20-40 минут непрерывного просмотра следует сделать перерыв. Возьмите за правило делать гимнастику для глаз: делайте ее вместе с ребенком — покажите ему личный пример.
Нарушение осанки
Данная патология выявляется у 40-80% школьников. Возникает по многим причинам: слабые, недоразвитые (или нетренированные) мышцы спины, длительное вынужденное неправильное положение тела (переменок, где ребенок может активно двигаться, недостаточно), неудобная мебель дома и в школе, неправильно подобранный портфель или ранец. О нарушениях осанки говорит сутулость (грудной отдел позвоночника выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен), сколиоз (боковое отклонение позвоночника) и жалобы детей на усталую и больную спину. Нарушение осанки страшно тем, что волей-неволей страдают все внутренние органы. Не зря говорят, что состояние позвоночника определяет благополучие всего организма.
Совет: Исправить осанку окажется под силу только в том случае, если заинтересованы обе стороны: и родители, и, самое главное, ребенок.
Помимо обращения к специалистам (остеопату, вертеброневрологу) родителям необходимо будет пересмотреть мебель в детской комнате: ее нужно подобрать с учетом роста ребенка. Школьнику же — выработать удобную позу при письме и чтении и постоянно помнить о ней, начать активно заниматься спортом, причем все усилия должны быть направлены в первую очередь на укрепление мышц спины.
Хорошим подспорьем в деле исправления осанки послужат закаливающие процедуры и полноценное питание, которое, кстати говоря, решит и следующую проблему.
Гастрит
К окончанию школы число детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, увеличивается в 2 раза. Все потому, что часто приходится есть всухомятку, делать большие перерывы между приемами пищи. О заболевании свидетельствуют периодически ноющие боли в верхней части живота, изжога.
Совет: Приучите ребенка есть по 5-6 раз в сутки.
Дробное питание уже давно зарекомендовало себя с хорошей стороны среди медицинской общественности. Заранее продумывайте рацион: нужно обязательно включать мясные или овощные бульоны, есть больше фруктов и овощей.
Невроз
С различными его формами знакомы до 50% школьников. Приводят к неврозам завышенные требования учителей, чрезмерные нагрузки, хроническое недосыпание. Неврозы проявляются чувством тревоги, беспокойством, напряжением, неуверенностью в себе, беспокойным сном — чуткое наблюдение за своим ребенком и доверительные с ним отношения помогут вовремя принять меры.
Совет: Не переоценивайте возможности своего ребенка и принимайте во внимание его пожелания: любимыми делами заниматься гораздо приятнее и полезнее для здоровья. Кроме того, не стоит преувеличивать значимость школьных оценок: сегодня, к сожалению, можно встретить трагедию в семье даже из-за четверки.
Зачастую именно школьные заболевания объясняют неуспеваемость вашего чада: а вы думали, что это все от лени или природной глупости… Кстати, интересно, что сам термин «школьные болезни» был введен немецким врачом Р. Вирховым уже в 1870 году. Тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» считалось достаточным введение в образовательных учреждениях игр, танцев, гимнастики и всех видов изобразительного искусства. Но сегодня родители настолько увлеклись этой «школой действия», что порой этим только усугубляют ситуацию. Все должно быть в меру. Где та грань допустимого и полезного, подскажет ваше родительское сердце.
Только подумайте!
Попробуйте подсчитать, сколько времени дети проводят на уроках в школе и сколько тратят на выполнение домашнего задания вне школы. Столько часов не работает ни один взрослый! А если, кроме общеобразовательной школы, ребенок посещает еще музыкальную или художественную или занимается с репетитором иностранным языком? Вот и получается, что школьнику не только спортом заняться, а просто погулять-то некогда!
Раньше обучению чтению посвящали практически целый год. Сейчас этот год у малышей отняли. Сегодняшние семилетки по уровню интеллектуального развития обязаны соответствовать 8–9-летним детям недавнего прошлого.
Но природа детей от этого не поменялась! Они не могут функционально созреть на год-два раньше просто потому, что того требует школа.
Памятка
Что должен делать каждый родитель:
- Не засаживать ребенка за учебники сразу по приходе из школы.
- Не записывать на несколько кружков и секций, где тоже требуется интеллектуальная работа (например языки).
- Позволять детям бездельничать.
- Обязательно гулять! Проводить на свежем воздухе, в движении все свободное время.
- Не усугублять неврозы своими придирками, обвинениями в неспособности учиться, лености, тупости.