Как воспитать лидера

Как воспитать лидера

Быть лидером – не значит быть суперменом. Совсем не обязательно родиться с этими качествами, их вполне можно воспитать. И именно от родителей зависит в первую очередь, вырастет ли ребенок такой личностью.

Лидерский потенциал начинает формироваться в раннем детстве. Ведь лидерство — это, прежде всего, определенные поведенческие реакции. Способам реагирования мы учимся с младенчества, наблюдая за отношением наших близких к нашим поступкам. Вот почему, в одних и тех же ситуациях кто-то начинает паниковать, а кто-то берет на себя ответственность.

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос «большим человеком», выбился в руководители. Копят деньги на образование, стараются помочь связями. Это естественно.

Однако, сами того не ведая, своим образом действий, они невольно подрезают крылья собственным детям, не давая взлететь.

Следует заметить, что есть родители, которым в принципе не хочется, чтобы их ребенок мыслил самостоятельно. Вообще слова «не хочется» тут не совсем правомерны. Ибо хотение — чувство сознательное. А родители эти бессознательно воспринимают своего ребенка как свою часть (хотя пуповина уже давно перерезана).

Они изначально стремятся в глубине души, чтобы ребенок всю жизнь подчинялся родительскому диктату.

Им можно говорить сколько угодно, что ребенок, не умеющий делать выбор, не имеет своей точки зрения, не может быть ответственным, не может занять достойное место в жизни — но подспудно родителям именно этого и надо, вот что страшно…

Ни для кого не секрет, что взрослые частенько находятся во власти собственных, субъективных представлений о том, какими должны быть их дети. Мы мечтаем, чтобы наш ребенок прекрасно музицировал, а у него, оказывается, не слишком хороший слух. Думаем, что он будет расти вундеркиндом, а он никак не освоит алфавит, до сих пор писается в постели, стесняется чужих, да еще грубит – ну, какая тут спецшкола для одаренных!

Для маленького человека наши чувства — просто катастрофа.

Ему кажется, что он нелюбим, что его отвергают. Ощущая, что им недовольны, что он не соответствует ожиданиям родителей, малыш понемногу начинает испытывать неуверенность в своих силах, боязнь всего нового, в чем он может вновь оказаться не на высоте, и даже неприязнь к себе. Словом, классический комплекс неполноценности, который ему мешает больше, чем любая другая психологическая проблема.

И наоборот, постоянное косвенное одобрение — поистине «бальзам на душу» ребенка, от которого он расцветает и хорошеет.

«Да ты сам собрал игрушки!», «Да, ты оказался прав, когда говорил…», «Какой ты сегодня красивый!» — все эти мимолетные комплименты окружающих значат для ребенка не меньше (а то и больше) любой «пятерки». Вспомните себя: походя брошенный комплимент малознакомого человека повышает нам настроение гораздо больше любой «Почетной грамоты». Мы бережно храним такие эпизоды в памяти годами и обращается к ним, как к высшему авторитету, в моменты, когда наша самооценка готова рухнуть.

Даже из застенчивого ребенка можно воспитать лидера.

Как же помочь ребенку обрести уверенность в себе и научить общаться с незнакомыми людьми?

Научите его смотреть в глаза. Контакт «глаза в глаза» — очень важное качество лидера. Разговаривая с ребенком, заставляйте его каждый раз смотреть вам в глаза: «Взгляни на меня», «я хочу видеть твои глазки». Если вы будете заставлять малыша делать это каждый раз, то вскоре это поведение у ребенка закрепится и станет автоматическим.

Если ребенок настолько застенчив, что смотреть в глаза незнакомому человеку для него невыносимо, то можно научить его вначале смотреть на переносицу.

По мере обретения уверенности в себе ребенок уже не будет нуждаться в суррогатных техниках и постепенно научится смотреть непосредственно в глаза собеседнику.

Научите ребенка стандартному началу и окончанию разговора. Застенчивый ребенок часто просто не знает, как начать или как закончить разговор, и начинает страшиться любого разговора вообще. Научите ребенка, что ему нужно говорить в стандартной ситуации: когда он хочет познакомиться с малышом на игровой площадке, когда его знакомят со взрослым человеком или другим ребенком, когда с ним заговаривает соседка, продавщица в магазине или врач в поликлинике.

Научите улыбаться каждому и приветствовать его.

Проигрывайте вместе с ним похожие ситуации, используя игрушки и примеряя на себя различные роли до тех пор, пока ребенок не начнет чувствовать себя комфортно, разговаривая с людьми.

Предоставьте ребенку возможность общаться с маленькими детьми. Застенчивому ребенку проще общаться с детьми, которые младше него. Ничего страшного, если у него будут и такие друзья. С ними тоже можно приобрести навыки социального общения. И постепенно, с обретением уверенности в своих силах, ребенок сможет перенести эти навыки и на общение с ровесниками и с детьми постарше.

Не поддавайтесь соблазну публично сравнивать вашего ребенка с другими детьми и не требуйте повторения чужих подвигов. У каждого ребенка индивидуальный темп развития. И вовсе не обязательно, что задержка развития помешает достичь в итоге высоких результатов.

Спрашивайте мнение ребенка. Всегда и во всем. «Что ты хочешь надеть, красную или зеленую футболку?», «Рисовать или читать?», «Шоколадное мороженое или ванильное?». Ребенок должен научиться делать выбор и принимать решение. И пусть попервоначалу эти решения могут быть неправильными – дети учатся и на отрицательном опыте тоже.

Знакомьте ребенка с лидерами. Чтобы понять, что такое лидерское поведение, и научиться имитировать его, ребенок должен знать, как ведет себя лидер. Показывайте ребенку людей с сильной волей и лидерскими качествами.

Ставьте ребенка в ситуации, позволяющие демонстрировать лидерские качества. Это могут быть спортивные игры, выступление на сцене, общение с незнакомыми детьми и взрослыми людьми.

Чем чаще ребенок будет вынужден «показывать характер», тем быстрей он научится справляться с трудными ситуациями.

Не старайтесь уберечь малыша от ошибок и не спешите на помощь при малейшем затруднении. Наоборот – позволяйте ему ошибаться, чтобы извлечь необходимый опыт из этих ошибок.

Научите ребенка ставить перед собой цели. Быть лидером для самого себя иногда труднее, чем быть лидером для других. Когда ребенок ставит перед собой какие-либо цели, он вынужден при этом проявлять качества лидера, воспитывать в себе целеустремленность, упорство, настойчивость.

Пусть ребенок с детства принимает участие в соревнованиях. Будущий лидер должен уметь проигрывать. Сейчас очень много проводится соревнований, где призы получает каждый участник — «зрительских симпатий», «за лучший костюм» и так далее. Дети привыкают, что они в любом случае получат приз, и воспринимают это как должное.

Но ведь во взрослой жизни не так. Во взрослой жизни призов на всех не хватает, и первый серьезный проигрыш, без утешительной конфетки, воспринимается, как трагедия.

Человек может долго приходить в себя после «незаслуженного» удара, а может не справиться и уйти, к примеру, в алкогольную зависимость. Так что пусть участвует в настоящих соревнованиях, где есть и проигравшие, и победители.

И, конечно, ребенок должен знать, что вся ваша семья его защитит, если это понадобится. Именно эта уверенность позволяет человеку не бояться, действовать.

2098
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...