Психология ребенка: синдром непослушания
Что это за ребёнок, который не слушается? Возможный вариант: это – ребёнок-лидер, который имеет своё мнение, свою позицию, убеждения, энергию и желание руководить! Он (или она) пытается осуществить в детском коллективе свои намерения, свою волю и в итоге вступает в конфликт с учителем или воспитателем и противоречит своими действиями потребностям и желаниям других детей.
Ребенок, в семье которого выработано определённое отношение к лидерству, в семье которого лидер – кто-то из родителей, чаще всего понимает, что такое субординация, подчинение. Такой ребёнок чаще всего принимает проявления чужой власти, если они справедливы, уважительны и основаны на понятных принципах.
Но если такой ребёнок встречается с некорректным проявлением власти, то ему бывает трудно ей подчиниться. Профессиональный учитель или воспитатель найдёт подход к такому ребенку, если проявит уважительный интерес к его мнению, поделится с ним своей властью. Непрофессиональный учитель будет жаловаться на малыша его родителям!
Родителям порой достаточно сказать своему маленькому лидеру, что не все взрослые всегда бывают правы, что его учителя могут ошибаться иногда. Главная задача родителей – не сломать маленького лидера (ведь ему пригодятся в жизни все эти способности!), а показать ему непрямую зависимость справедливости и власти, совместно найти способ принимать тех, кому он должен подчиняться некоторое время, даже если уважать их не за что. Ведь все мы – просто люди, а люди не могут быть совершенными, даже если кто-то наделил их полномочиями.
Другой вариант ребёнка, который не слушается, – это гиперактивный ребенок. Такие дети не имеют собственных границ и доставляют в коллективе много хлопот. Более всего их будет у учителя или воспитателя и родителей, которые не умеют ставить ребенку твердых границ.
В чём причина отсутствия границ у малыша? Возможен вариант, что папа либо отсутствует в семейной системе, либо присутствует лишь номинально – по ночам.
Другая возможная проблема – в маме, которая не уверенна в себе, не обладает ясной позицией. В итоге ребенок пытается стать во главе семейной системы, манипулируя средой, в которой он живет. Чаще всего у него это получается, но в итоге у него возрастает тревога, которая растормаживает его еще больше.
Гиперактивным детям могут помочь психологи, но для этого нужно, чтобы психолог вместе с мамой научил ребенка управлять собой. При этом и маме нужно поработать над собой, чтобы измениться и научиться проявлять свою здоровую родительскую власть.