Мария Монтессори о разуме ребенка
Мария Монтессори — педагог, психолог и философ — предложила собственную систему воспитания малышей в начале XX века. Но до сегодняшнего дня не умолкают споры об эффективности и правильности методики, предложенной Марией. Сегодня мы вновь исследуем суть системы Монтессори и её основы.
Педагогика Монтессори основана на открытом преподавании. Эта система может быть названа экспериментальной: ведь собственные наблюдения ребёнка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приёмов применительно к данному ребёнку и данной ситуации.
Мария Монтессори верила в ребёнка и его индивидуальность, в самоценность каждого малыша. Поэтому в педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по общим меркам. Дети учатся свободно, без принуждения и критики.
Мария Монтессори считала, что и поощрение, и наказание вредны для внутренней ориентации человека — люди должны учиться, следуя собственной мотивации, так как стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе ребёнка, который растёт.
Монтессори ориентировалась на потребности, способности и таланты каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
Система Монтессори опирается на поддержание радости ребёнка от обучения.
Эта радость учиться — главная особенность подрастающего человека! Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной личности. В итоге дети приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.
Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори учит (в первую очередь, через подражание) самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д.
Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.
Для Марии Монтессори имело первостепенное значение дать возможность ребёнку развивать чувственное восприятие в обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребёнка, старались понять его индивидуальность и распознать, что его в данный момент занимает.
Например, может случиться, что ребёнок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — руководитель должен принять такое развитие.
Согласно трудам Марии Монтессори, процесс развития личности ребёнка подразделяется на 4 стадии:
- первая стадия детства (до 6 лет);
- вторая стадия детства (6 — 12 лет);
- юность (12 — 18 лет);
- взросление (18 — 24 года).
Фаза первой стадии детства — важнейшее время жизни, так как на этом этапе формируются способности ребёнка. В первые три года жизни малыша формируются его дух и душа (”психический эмбрион”). Ребёнок впитывает в себя окружающую среду, и она становится частью его личности.
В ходе своего развития ребёнок проходит так называемые “сенситивные” периоды, когда он особенно чувствителен к определённым возбудителям со стороны окружающей среды. Если в течение “сенситивного” периода ребёнок найдёт занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к концентрации.
Ребёнок проходит процесс постижения, который захватывает не только его интеллект, но и всю его личность! Происходит личностное развитие, которое носит название “нормализация” в работах Монтессори.
Кроме того, доступ к интеллекту лежит через органы чувств. И это — главный вывод Монтессори. Поэтому ощущать и познавать в процессе обучения ребёнка жизненно необходимо! Именно исходя из этих положений учебные материалы Марии Монтессори ориентированы исключительно на чувственное восприятие ребенка.