Антон Маскелиаде «Твой первый трек»
В издательстве «АСТ» вышла дебютная книга легендарного электронного музыканта-экспериментатора Антона Маскелиаде «Твой первый трек» под редакцией Максима Ильяхова, соавтора нашумевших бестселлеров «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» и «Новые правила деловой переписки».
Антон Маскелиаде — основатель собственной школы электронной музыки, один из немногих мировых артистов, управляющих музыкой и видео при помощи жестов; принял участие более чем в 130 концертах по всему миру, в том числе – на фестивале Гластонбери; признан такими изданиями, как The Guardian, Rolling Stone, BBC и Red Bull Music.
Книга Антона – подробный гид по созданию электронной музыки, рассчитанный как на людей без музыкального образования, так и на любителей. Гармония, ритм и грув, бас, мелодия, аранжировка и сведение – Маскелиаде проводит читателя через все этапы создания первого трека, сопровождая свой рассказ наглядными иллюстрациями и ссылками на дополнительные материалы, размещенные на сайте. Тем, кто собирается продолжить серьезно заниматься музыкой, автор посвятил раздел о подборе правильного оборудования, основах синтеза и перспективах, которые сегодня открываются перед артистами в мире музыки.
«Твой первый трек» – это не только учебник, но и книга-поддержка. Особое внимание Маскелиаде уделяет критике – главному врагу начинающих музыкантов, которые, из страха перед неблагосклонной реакцией публики, не решаются реализовать собственный потенциал. Отбросить сомнения и научиться получать удовольствие от процесса без оглядки на общество и индустрию – вот к чему призывает читателей автор.
Публикуем фрагмент из книги.
Что такое ноты?
Чтобы понять, что такое ноты, нужно вспомнить, что такое звук. Я постараюсь объяснить максимально просто.
Звук — это волна, которая распространяется в воздухе и которую улавливают наши уши. Представьте, что вы бросили камень в гладкое озеро. От места, где упал камень, расходятся волны. Абсолютно такие же волны, только в трехмерном пространстве, расходятся и по воздуху. Воздух в принципе постоянно вибрирует — можно представить, что мы живем на дне океана, наполненного воздухом, и этот воздух колеблется.
В космосе, кстати, нет ни воздуха, ни звуков, ни ушей, чтобы их слушать.
У звуковой волны есть частота колебаний: чем частота выше, тем выше нами воспринимается звук. Комарик машет крыльями со скоростью 1200 взмахов в секунду — мы слышим писк частотой 1200 Гц. Вы берете блендер, нажимаете на кнопку, и лопасти начинают молотить воздух со скоростью 60 оборотов в секунду. Вы слышите гул, частота этого гула — 60 Гц. Вы берете камертон, стучите им о стол, камертон из-за своей конструкции начинает вибрировать. Он колышет воздух вокруг себя, и вы слышите узнаваемый гул с частотой 440 Гц.
Воздуху совершенно наплевать, какой частоты по нему проходит волна. С какой частотой его колеблют, с такой частотой он и колеблется. А вот людям не наплевать: одни колебания нам нравятся, а другие — нет. Когда в караоке выходит человек, который не попадает голосом в играющую музыку, слушать его сложновато. А когда выходят две опытных певицы и красиво поют, одна выше, другая ниже, — забываешь обо всем и сердце рвется из груди.
Чтобы музыкантам и певцам друг друга понимать, они договорились о нотах. Ноты — это фиксированные людьми частоты колебания воздуха, которые более-менее друг с другом сочетаются. На этих частотах должны колебаться струны, динамики, голосовые связки и все, что издает звук — и если оно будет колебаться ровно с этими частотами, то в определенных ситуациях эти струны и голоса будут звучать красиво.
Музыканты зафиксировали 108 нот и договорились, что колебания воздуха на такой-то частоте — это такая-то нота. Ноты разделили на девять групп по 12 звуков, чтобы ими было удобнее пользоваться и легче их запоминать. Группу называют октавой (почему — объясню дальше). Чтобы понять октавы, представьте календарь. В году 365 дней. Но мы не говорим «В сто двадцать первый день года», мы говорим «1 мая», что означает «первый день месяца мая». Мы разделили год на месяцы и пронумеровали в них дни, нам так проще их подсчитывать. То же самое в музыке: 108 нот разделены на группы по 12. Все первые ноты в каждой группе чем-то похожи между собой. Все вторые чем-то похожи. Все третьи… Почему, вы поймете в этой главе.
По историческим причинам ноты называются довольно нелогично, плюс еще и по-разному в разных языках. Пока что это можно не запоминать:
В России В Европе и США
До C
До-диез (она же ре-бемоль) C# (Db)
Ре D
Ре-диез (ми-бемоль) D# (Eb)
Ми E
Фа F
Фа-диез (соль-бемоль) F# (Gb)
Соль G
Соль-диез (ля-бемоль) G# (Ab)
Ля A
Ля-диез (си-бемоль) A# (Bb)
Си B
Не смотрите, что какие-то ноты называются до, ре, ми, а какие-то с диезами и бемолями.
И те, и другие — это полноценные ноты, полноценные частоты. Просто исторически музыканты привыкли их называть именно так. Звуковой волне и слушателю совершенно наплевать, как музыканты договорились называть колебания воздуха на определенных частотах.
Эти 12 нот циклически повторяются 9 раз, от самой низкой субконтроктавы (С0) до самой высокой пятой октавы (С8), всего 108 нот. Так музыканты договорились.
Каждая нота сама по себе звучит нормально. Но если начать играть ноты парами, какие-то из пар будут звучать приятно и гармонично, а другие — неприятно, дисгармонично. Попробуйте сами — инструкция в правой колонке. Вообще любые клавиши рядом чуть облегчат понимание.
Создайте в Ableton новый MIDI-трэк (++ Shift + T или Ctrl + Shift + T) и закиньте в него любое пианино. Проверьте, чтобы дорожка была открыта для записи (горела красная лампочка, была английская раскладка клавиатуры, а справа наверху горела кнопка.
Нажмите на клавиатуре компьютера одновременно две буквы: A (она же — нота до) и D (она же — нота ми). Вы услышите бодрое жизнеутверждающее сочетание звуков. А теперь нажмите одновременно A и W, то есть До и До-диез. Вы услышите напряженное, дисгармоничное сочетание.
Причина — в физике. Когда одновременно звучат две ноты, их волны накладываются друг на друга. Если колебания волн часто совпадают, получается гармоничный звук. Если совпадают редко — дисгармоничный.
Нота до третьей октавы имеет частоту 130,81 Гц. Нота ми — 164,81. У них отношение примерно 1:1,25. Эта дробь кажется сравнительно простой, а сочетание звуков воспринимается жизнеутверждающим.
А вот между нотой до и до-диез, которые мы играли во втором случае, отношение 1:1,0595. Эта дробь сложнее, а звук кажется дисгармоничным. Не стоит думать, что какие-то отношения нот плохие, а какие-то хорошие. Правильнее сказать, что одни сочетания воспринимаются как более напряженные, а другие — как более расслабленные, чистые. Музыканты управляют этими «красками», чтобы придавать музыке напряжение, рассказывать истории и выстраивать драматургию.