​Осознанное родительство: советы от Людмилы Петрановской

​Осознанное родительство: советы от Людмилы Петрановской

Осознанное родительство: советы от Людмилы Петрановской

«Взрослые и дети. #Многобукв» – долгожданная новинка, в которую вошли лучшие материалы из блога известного российского психолога Людмилы Петрановской. В книге – четыре главы, посвященные следующим обширным темам: отношения детей и родителей; сиротство и приемность; социальные группы и процессы в них; травма и ее передача в поколениях.

Мамы и папы получат ответы на самые насущные вопросы, связанные с воспитанием детей, и узнают, как выстроить доверительный и теплый диалог с ребенком.

Безопасность ребенка

Прежде всего, необходимо понять, что ребенок намного больше зависит от своего окружения, чем от Интернета с его потенциально опасными сообществами. Чаще всего причиной суицидальных попыток становятся не незнакомцы из Сети, а конфликты с родителями, одноклассниками или учителями, различные эмоциональные потрясения. Ученые пришли к выводу, что Интернет, напротив, снижает вероятность подросткового суицида, в то время как внутрисемейные проблемы, нищета, некачественное образование увеличивают его многократно. Зачастую родители вместо того, чтобы признать наличие проблемы, перекладывают ответственность за происходящее или уже случившееся на Сеть. Вступление в подозрительные интернет-сообщества почти всегда оказывается следствием, а не причиной.

Больше свободы

Детство и подростковый возраст – это прежде всего про свободу, приключения, новые открытия и риски. Мы окружили наших детей невероятным контролем: они не могут выйти из школы без пропуска, поиграть во дворе с друзьями или отправиться в путешествие – мы следим за каждым их шагом. Неусыпный контроль приводит к обратным результатам. Необходимо позволять детям и подросткам действовать в силу своего возраста – так и только так можно выстроить с ними доверительный диалог, основанный на взаимном уважении, а не запугивании. Если вы воспринимаете ребенка исключительно как объект применения воспитательных усилий, то рано или поздно он превратится в человека, которому ничего не хочется и которому ничто не интересно – потому что все его желания были задушены у самих истоков. Познавательная способность ребенка на 90% определяется воспитанием, поэтому жизнь в ситуации прессинга и вездесущей «регламентации» неизбежно скажется на его любознательности и умении решать логические задачи.

Вред привычки «приучать»

Вы наверняка слышали фразу, начинающуюся с таких слов: «Если сразу не приучишь, то...». И родители начинают приучать: не спать с мамой, не сидеть на руках, не бегать (а идти медленным шагом), не шевелиться за обеденным столом. Но ведь для ребенка монстр, живущий под кроватью, совершенно реален, и невозможно ему объяснить, что мы все равно положим его спать одного, потому что «надо сразу приучать». Или, допустим, оформление письменных работ. В начальной школе этому уделяется чуть ли не первостепенное внимание. Почему? Зачем? За написанный без ошибок диктант ставят тройку, просто потому что он написан «неаккуратно». С семи до десяти лет – чрезвычайно творческий период, когда ребенок очень необычно мыслит. Мы же пытаемся запретить ребенку мыслить с размахом, загоняем его во всевозможные рамки, «приучаем».

Травмы привязанности

К сожалению, дети с травмами привязанности не существуют для отечественных психологов: их просто этому не учили. Десятилетиями никому не было дела до детей, которые выросли в маргинальных семьях, которых подвергали избиениям и насилию, которые жили в чудовищных приютских условиях, входя во взрослую жизнь с ужасающим набором психологических и физических травм. Когда такие травмированные дети попадают в приемные семьи, советы в духе «надо просто их любить» не работают. Таким детям требуются специалисты, которые знают, как работать с травмой и ПТСР.

1909
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...