Развиваем мелкую моторику ребенка. Что лучше: магазинная игрушка или сделанная своими руками?

Развиваем мелкую моторику ребенка. Что лучше: магазинная игрушка или сделанная своими руками?

О мелкой моторике, или ММ, рассуждают сегодня все – от педагогов до продавцов игрушек на рынке. А что это на самом деле такое? С чем его потреблять самому, и в каком виде подавать ребенку? И вообще, стоит ли оно того ажиотажа, который вокруг него создан?

Что за зверь

В переводе с латинского языка motor — приводящий в движение, соответственно, моторика – это двигательные реакции организма. Разумеется, моторика присуща не только конечностям: желудку, например, без моторики тоже пищу не переварить. Но движения тела, рук, ног относятся к крупной моторике, а движения ладошек и пальчиков — к мелкой.

Итак, мелкая моторика представляет собой высокодифференцированные точные движения небольшой амплитуды и силы. Сможет ли новорожденный малыш, неуклюжий кроха, достичь высот в управлении вилкой, ручкой, иглой для шитья? Это зависит от нас, взрослых, и усилий по его воспитанию. Быстро ли он освоит взрослую речь и сможет ли успевать в школе? А это, оказывается, зависит от того, насколько хорошо он овладеет столовыми, письменными приборами и вообще научится управлять своими шаловливыми пальчиками.

Ученые установили, что в головном мозге центр, отвечающий за мелкую моторику, соседствует с речевым центром, и работа, то есть активная стимуляция нервными импульсами одного, влияет на развитие другого.

Естественно, двигательная активность доступна новорожденному члену общества намного раньше речевой деятельности, отсюда и прямое следствие: интенсивное развитие мелкой моторики способствует более раннему и полноценному становлению речи.

Продукты прогресса

Рынок реагирует оперативно. Выбор игрушек и других изделий для стимулирования развития мелкой моторики чрезвычайно обширен. Трудно не запутаться и не растеряться в многообразии. Однако не гонитесь за количеством, думайте и о качестве. Намного полезнее будет выбрать пару-тройку подходящих игр, которые понравятся именно вашему ребенку. Освоив их, по мере надоедания и наскучивания, приобретайте другие. Главное, чтобы все «развивалки» действительно развивали, а еще были интересны малышу. Моральное неприятие игры самим ребенком и силовые усилия родителей по привитию навыков ни к чему хорошему не приведут.


Что можно найти в магазинах?

Мячики с выпуклостями и впадинами, тактильные погремушки с шуршащими, шелестящими, вибрирующими фрагментами, мягкие игрушки с наполнением полиэтиленовыми шариками, синтетической ватой и т.д.

Прекрасный пример занимательных игр – шнуровки и пазлы, совмещающие развитие ММ и логики. Не последнее место в популярных играх на мелкую моторику занимают мозаика и различные конструкторы – магнитные, пластмассовые, металлические.

В книжных магазинах можно приобрести пособия по пальчиковым играм, книжки тактильного действия (с двигающимися элементами, фактурными и текстурными картинками), руководства по творчеству – лепке и аппликации, конструированию, бисероплетению и т.д.

Своими руками

Нет возможности приобрести развивающие игрушки? Это вовсе не повод махнуть рукой на развитие ребенка.

Многочисленные потешки, если в них задействованы пальчики, – прекрасный пример пальчиковых игр. Привлеките старшее поколение, они с удовольствием поделятся народной мудростью.

Крупы, старые бусинки, ненужные пуговицы – прекрасный материал для развития мелкой моторики. Их можно просто пересыпать, рисовать в их массе, выкладывать из них картины, наполнять ими мешочки для ощупывания. Главное помнить о безопасности при игре с мелкими деталями.

Наконец, рисование, лепка, аппликация, вышивание, вязание, плетение не только может быть полезным развлечением, но со временем и занятием, приносящим ощутимую пользу, – изделия Hand made сегодня как никогда актуальны и популярны.

Не секрет, что в XXI веке грядет эра компьютеризации нашей жизни. Наши дети играют в электронные «ходилки», решают задачки на калькуляторе, книги читают с памяти телефона, а сочинения пишут на компьютере. Все усилия мелкой моторики сводятся к умению быстро попасть на нужную кнопку, в принципе, достаточно примитивному и ограниченному движению.

Уменьшение стимуляции мелкой моторики автоматически влечет за собой общее снижение интеллекта.

При интенсивном развитии такового у искусственных созданий. Так и до войны человечества с роботами недалеко, ведь специалисты уже отмечают частые задержки развития речи у современных малышей. Самое время вспомнить о бабушкином вышивании крестиком или дедушкиных бирюльках.


Личный опыт

Всем миром

Иришка родилась в тот период, когда о мелкой моторике может и слышали, но предложить что-то конкретное в магазине (один-единственный «Детский мир», и то, большей частью по талонам) уж точно не могли.

Но мы, хоть и по-старинке, но, ребенка развивать пытались. Бабушки баловали внучку какими-то народными присказками с игрой ручками с пальчиками. Папа привлекал к сборке моделей самолетов:

— Ирочка, солнышко, вот эту детальку, крылышко, нужно приставить к боку самолетика…

«Самолетик» при этом около метра, в длину мы попадали, в ширину иногда промахивались…

Я же предпочитала «съедобные» развивающие игры: мы лепили из теста невообразимые фигурки печенья, рисовали пальчиками морковной и свекольной «акварелью» — соком из этих овощей, поскольку безопасных пищевых красок тогда еще не делали.

Сейчас наша краля школу заканчивает. Идет на медаль. А на антресолях до сих пор хранится собранная с папой еще в полтора года кривенькая, но миленькая моделька ТУшки, и выцветшая картинка зайца из морковного сока.

Кира ЛИТВИНОВА


Крупяная пустыня

Из многочисленных занятий, способствующих развитию мелкой моторики, а их мы с дочкой провели немало – и лепили, и мозаику складывали, и пазлы собирали, и вырезали, и клеили, ребенок больше всего обожал игры с крупами. Ими мы набивали мягкие игрушки: фасольный мишка, например, здорово отличался от гречневого. Крупы насыпали и высыпали в коробочки от киндер-сюрпризов, еще различали их по шуму.

А еще Лиза любила рисовать крупами. Либо мы сыпали крупу на листок, покрытый клеем – получались причудливые картины, либо дочурка выводила узоры в массе крупы своими пальчиками.

Один раз я была здорово занята на кухне – готовилась к приходу гостей, и не могла уделить внимание Лизоньке. Чтобы отвлечь ребенка насыпала ей в несколько игрушечных мисочек круп, чтобы и дочка кашеварила, для кукол. Не долго думая, Лиза притащила все наши игровые запасы круп на кухню (баночек пятнадцать, грамм по сто-двести каждая) и принялась высыпать. Через некоторое время пол кухни был равномерно покрыт смесью гречки, риса, проса, разных видов фасоли, чечевицы и других круп. Остатки этой крупяной пустыни мы потом выметали еще с месяц.

Елена ХАБИБРАХМАНОВА

Пластилиновые прятки

Алмаз у нас не любил рисовать, поделки делать, да вообще, заниматься — это было не его любимое занятие. Долго билась над этим вопросом, наконец, пробудила интерес к лепке. Лепили многое: дома, автомобили, животных, посуду и еду, все, что видели, сразу воплощали в пластилине. Когда фигурками оказались заставлены все свободные полки, а количество выкинутых коробок от материала достигло 30, я решила перенаправить пластилиновые усилия, но так, чтобы столь необходимая мелкая моторика была все же задействована.

Мы стали играть в спрятанные предметы. На ощупь нужно было определить, что именно лежит в темном мешочке, при этом по-возможности не повредить фигурку.

Ощупывали, узнавали, вытаскивали, лепили заново поврежденные при ощупывании. От этой игры Алмазка был не в меньшем восторге.

Фирюза ХАЙДАРОВА

2697
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...