План развития детей
Всем привет, я многодетная мама, в своих статьях я рассказываю, как воспитываю и развиваю своих детей.
Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях. Там же жду рассказ о вашем опыте и интересных занятиях.
Поехали?
Сегодня мы подробно рассмотрим список тех занятий, которым я уделаю особое внимание. Такой список удобен для составления плана занятий, чтобы случайно не уйти только в один аспект или упустить что-то, что важно в определенном возрасте. Скажем так – шпаргалка для мамы.
В настоящее время у меня уже есть опыт творческих занятий и развивающих с ребенком (старшей дочке 5 лет, начали заниматься когда дочке было с 1,5 год) и теперь, я занимаюсь с двойняшками (2 года) и о многом уже прекрасно знаю и успешно использую.
Пусть перечень вас не пугает, можно заниматься в день развивая различные направления, так как усадить за занятия ребенка, особенно когда он маленький, очень сложно.
Например, с двойняшками мы занимаемся по 10-15 минут, конечно же тем, что для них интересно. Я пока не даю самостоятельно работать с пластилином (могут пожевать), с карандашами (изрисовать стены, пол), эти занятия проходят совместно. А вот с бумагой или наклейками им очень нравится играть и тут они уже самостоятельно занимаются.
А вот со старшей дочкой и час и два можем заниматься, если очень увлечет ее, то и больше, причем за день разные занятия (творчество, моторика, физкультура и т.д.). Тут уже она может открывать что-то новое и если сначала ей может не понравиться, то разобравшись появляется интерес.
Обычно занятия в будни проходят с двойняшками до дневного сна или после обеда. Главное чтобы ребенок был в настроении, не болел, не капризничал. А со старшей иногда занимаемся вечером после сада, но чаще на выходных.
И главное, все проходит, не как в школе, а в игровой форме.
Развитие и занятия я подразделяю по значимости и по тому что интереснее детям, конечно же у вас пункты могут меняться, итак расскажу чем мы занимаемся с детьми. В этой статье краткий перечень, так сказать план. В следующих статьях подробно остановлюсь на каждом пункте.
Мелкая моторика
Неотъемлемой и важной частью развития ребенка является мелкая моторика, которая способствует не только физическому развитию, но и умственному. Например, я замечаю, что когда мы занимаемся проявляются существенные скачки в развитии (начинают болтать, лучше и четче говорить, изъясняться жестами).
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. /Википедия
Что мы делаем для развития мелкой моторики:
- Пересыпать, щупать, сортировать-перебирать, нанизывать на веревку (делать бусики, браслеты), различные поделки:
— Крупа (гречка, пшено, рис, овес и т.д., на что фантазии хватит и какая дома имеется),
— Бобовые (горох, фасоль),
— Макароны (тоже различные виды)
— Семечки (тыква, подсолнух)
- Рвать и резать
- Застегивать, открывать, закрывать, откручивать (крышки, защелки, щеколды, прищепки, пуговицы, застежки, петельки, кнопки)
- Сенсорные коробочки
- Шнуровки разные, а так же вязание по бумаге
- Песок (куличики, секретики)
- Конструкторы, кубики, блоки
- Пальчиковые занятия, игры, массаж (потешки, стишки, гимнастика пальчиковая, игры)
- Пирамидки, сортеры, мозайки
Творчество
Творчество занимает важное место в нашем развитии, пожалуй его больше всего присутствует, потому что дочкам очень нравится что-то придумывать, сооружать, создавать. Причем ребенок занимаясь творчеством не только познает мир, открывает для себя новое, но и само выражается, привносит свое, делает что-то новое.
Какие аспекты у нас входят в занятия творчеством:
- Рисование (картинки, поделки, ладошки, отпечатки, подручные материалы, раскрашивать фигуры и другое):
— Краски: акварель, гуашь, пальчиковые краски
— Карандаши: обычные, восковые, пастель, масляные
— Фломастеры: обычные, водные, штамповые, распыляющиеся, кисти
— Мелки
— Соль и краски
- Лепка (отщипывать кусочки, катать шарики, трубочки, фигурки и т.д.):
— Пластилин: обычный, восковой, резиновый (прыгающий), шариковый, плей доо
— Полимерная глина, обычная глина, керамическая масса
— Тесто: масса для лепки и домашние (могу рассказать как сделать самим)
- Аппликации (фигуры, картинки, рваные кусочки, )
- Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)
- Трафареты (обводить фигуры)
- Раскраски (обычные, водные, цифровые-цветовые, дорисуй картинку, по точкам и т.д.)
- Штампы, печати
- Поделки (елочные игрушки, шары, папье-маше, делаем снег.)
- Картины из песка, картины из цветных наклеек
Далее уже без описания, потому что и так понятно, это значимые пункты умственного развития ребенка.
Развитие речи, чтение, математика
— Изучение: цифры, буквы и чтение слогов разными способами, чтение вывесок, фигуры, цвета, размеры, объемы, вес, длина.
— Счет предметов, сопоставление цифры и количества.
— Вставлять слово или фразу в стишок, загадки, пословицы, поговорки, стишки.
— Книги самые разные (сказки, рассказы с наводящими вопросами, специальные с ошибками).
— Мультики, обучающие фильмы, аудиосказки, песенки.
Логика
— Различные методики (карточки Домана и Умница, методика Шичида, Зайцева, Никитина)
— Домино, лото, шашки, шахматы
— Паззлы, разрезные картинки, наклейки (подбор формы)
— Учим ребенка понимать что лишнее и находить, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти лишнее, найти похожее, последовательности, противоположности и прочее)
Тактильные ощущения, вкусы, запахи, звуки
— Ощупывать – различные ткани, бумага, ленты, предметы разные на ощупь (пусть ребенок узнает предмет на ощупь)
— Угадывать запахи и вкусы
— Слушаем музыку (классика, народная), слушать и петь песенки
Центры раннего развития
Далее все что помогает ребенку адаптироваться в нашу жизнь и быть готовым и социально активным в общении и контактах с другими людьми.
Ролевые игры и игрушки
— Доктор, пациент
— Продавец, покупатель
— Повар, кондитер
— Приглашение в гости (приготовить еду, накрыть стол, покормить, навести порядок, помыть посуду)
— Парикмахер, клиент
— Мама и малыш (одеть, поменять подгузник, переодеть, накормить, искупать, уложить спать)
— Куклы (пластиковые, тряпичные, резиновые, бумажные)
— Кукольные домики
— Кукольный театр
— Транспорт (машинки, самолет, вертолет и прочие)
— Айпад
— Игры в воде и ванной
Окружающий мир
— Осознание личности (имя, фамилия, отчество, возраст, пол, измерения — рост, вес)
— Семья (кого как зовут, кто есть кто) – рассказы, фотографии
— Дом (кухня, ванна, туалет, спальня, балкон и т.д.) уборка дома, мытье посуды, готовка
— Предметы и их назначение. (одежда, обувь).
— Еда (что съедобное, что нет).
— Животные (домашние, дикие), детеныши, семейство, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки, видео)
— Календарь (месяцы, времена года)
— Время, дни недели, время приема пищи, режим дня и распорядок
— Погода и явления
— Праздники, традиции
— Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)
Культура и этикет, социальные навыки
— Семейные ценности и традиции
— Поведение за столом
— Забота о родных, близких (узнать как дела? Как здоровье)
— Забота о животных (кормушки делать и кормить
Физическое развитие
Не маловажный пункт в развитии ребенка, помогающий быть здоровым, сильным, крепким – физическое развитие
— Перевороты, кувырки
— Ползание (на перегонки, назад, вперед)
— Ходьба (по кругу, от стенки, по бордюру, ходить на руках)
— Бег (догонялки, с препятствиями, перегонки, гоу-стоп)
— Игры с мячом (передаем, кидаем, катаем, носим, ловим, передаем)
— Прыжки (через препятствия, резинки, классики, скакалка)
— Лазанье (диван, тоннель, перекладины на площадке)
— Массаж ступни, спина (массажные коврики (паззлы), камушки, ходим на цыпочках, на пяточках, на боках ступней, «рельсы-рельсы…», босиком по травке, по песку)
— Танцы (под песенки, хоровод
— Гимнастика, зарядка
— Плаванье
— Самокат, велосипед, ролики
— Активные игры (салки, прятки)
— Прогулки
Напишите о чем подробно рассказать в первую очередь.