Как рассказать ребенку о том, как рождаются дети

Как рассказать ребенку о том, как рождаются дети

Недавно, придя за дочкой в детский сад, подслушала незабываемый диалог:

  • Фу, Сафка — такой глю-ю-юпый! – девчушка лет 4-х, явно копируя кого-то из взрослых, возводит очи кверху.
  • Это есё посему? – настороженно вопрошает ее шепелявый друг – видимо сказывается мужская солидарность и обида за неизвестного то ли Савву, то ли Сашу.
  • А он гофорит, фо детей в капусте нафодят!
  • Ну дает! Он со, не снает, со детей в магазине покупают, роддом насывается?
  • Забавно? Да. А правильно ли – готова поспорить.

Начать с родителей

Поколение, которым родители хоть что-то говорили об ЭТОМ, только-только подрастает. Они только собираются стать родителями, но я считаю, что их детям уже повезло – такие важные понятия, как «любовь», «пол», «зарождение жизни», они узнают от самых близких людей на свете – от мамы и папы.
Нам повезло меньше – наши родители краснели, заикались или просто переводили разговор на другие темы при возникновении «неприличных» вопросов.

Стоп! Почему именно неприличных? Что неприличного в вопросе трехлетнего ребенка «чем мальчики отличаются от девочек?». Только наше внутреннее табу – стереотип воспитания, указывающий, что обсуждать такие интимные темы не принято. Но ведь ребенок в этом не виноват: взрослые просто не знают, КАК говорить об этом. А потому с истинно взрослым подходом напускают туману на ту область, которая для них самих туманна.

Именно мы, взрослые, и придаем оттенок пошлости и неприличия естественным детским вопросам, передавая по цепочке поколений косномыслие в области основного закона биологии.

Правда среди современных молодых родителей встречается и другой крайний вариант. Обилие сексуальных сцен, ринувших на нас с голубых экранов и страниц глянцевых журналов, некоторыми с удовольствием глотается. Особенно теми, кто ощутил на себе чрезмерную строгость воспитания и псевдопуританство в родительской семье. И этот глоток свободы, нисколько не фильтруясь, передается детям – пусть с детства просвещаются. Благие порывы таких родителей понятны, но знают ли они о том, как воспримет этот поток не поясненной, а значит, пугающей информации детская психика?

Детские сказки

Найти оптимальный подход в обсуждении щекотливых тем с ребенком вполне по силам каждому любящему родителю. В 2-3 года уже начинается осознание половых особенностей маленьких личностей, так что к 4-м первые важные ответы у родителей должны быть готовы.

Начать можно так.

«Жили на свете мама и папа. Они очень любили друг друга, обнимались, целовались и спали в одной кроватке. И вот они захотели, чтобы у них был ребеночек. И у мамы в животе стал расти маааленький мальчик. И это был Ванечка! Сначала он был очень маленький и сидел у мамы в животике тихо-тихо. Потом Ванечка подрос, стал большооой, занимал уже весь животик – и животик тоже стал большой. Мама и папа гладили животик и Ванечку в нем, целовали его и разговаривали с ним.

А потом Ванюша совсем вырос и захотел выйти к маме с папой из живота.

Под животиком открылась специальная дверка, и Ваня из нее вылез! Мама и папа обрадовались, взяли Ванюшу на ручки, мама стала кормить его молочком из тити. И все остальные тоже очень обрадовались: бабушки, дедушки, кошка, – все сказали: «Здравствуй, Ваня!» А потом Ваня еще больше вырос, научился бегать, разговаривать и сам есть кашу ложкой – вот какой большой у нас мальчик!»

Не бойтесь начать рано – гораздо опаснее опоздать, когда уже никакие сказки не помогут справиться с суровой реальностью.

Вредные советы

Если вы хотите заняться всесторонним половозрастным образованием «как положено» (именно так, «как положено», неизвестно кем, когда и зачем, но обязательно «положено»); если вы окончательно хотите потерять хрупкую ниточку доверия ребенка, то внимательно прислушайтесь к этим советам:

  • Примите самый серьезный вид, посадите ребенка перед собой, а еще лучше «за парту» и проведите настоящий урок биологии. Без разницы, сколько вашему чаду лет – 4 или 14: наука прежде всего.
  • Используйте побольше сложных названий и медицинских терминов – это придаст важность вашей информации.
  • Урок должен длиться долго и обязательно закончиться опросом, что и как усвоил ученик.
Разумеется, это была шутка.

На самом деле разговор с ребенком стоит построить исходя из следующих принципов:

  • Говорите просто и понятно, на том уровне и в том объеме, который готов воспринять ваш ребенок.
  • Никогда не сердитесь на вопросы малыша – этот негатив закроет вас от ребенка навсегда.
  • Постарайтесь не испытывать стыда. Дети – прекрасные эмпаты, они почувствуют ваше смущение и могут перенести его на собственную интимную сферу.
  • Если вам тяжело подобрать слова, чтобы ответить на каверзные вопросы ребенка, попробуйте посмотреть на вопрос с технической точки зрения (устройство двигателя ведь не вызывает неловкости) или пустите разговор в медицинское русло – это тоже помогает абстрагироваться от личностей и дать более общую информацию «как специалист».
  • Отвечайте на вопросы дозировано. Не сообщаете много информации сразу – это утомит и «загрузит» ребенка. Вероятность правильного осмысления больших объемов новых знаний невелика.
  • Не стоит и навязывать эту тему для общения. Будет намного лучше начать обсуждать все деликатные вопросы по мере появления интереса.

Личный опыт

День рождения – каждый день

Моя кроха как и положено в 4 года начала задавать каверзные вопросы типа «А почему у мальчиков не так все устроено», «Откуда у Мурки появился котенок» и даже «Кто родил Луну?». Последний вопрос видимо явился результатом анализа чужих ответов и информации мультиков. Я вооружилась детской энциклопедией здоровья и начала потихоньку на пальцах и картинках выдавать порциями знания.

Результат моего «просвещения» поразил и озадачил меня одновременно. Простые истины пали на благодарную творческую почву – ребенок стал играть в… роды.

Каждый день мы были то зайчиками, то львами, то коровами, и соответственно, каждый день у нас рождались зайчата, львята, телята и т.д. Причем все как положено – детки появлялись из животика (из-под маминого свитера). И главное – радостно, без боли и с улыбкой.

У меня действительно были тяжелые роды, и с точки зрения психологии, это хороший детский подход проиграть ту тяжелую давно минувшую ситуацию появления себя на свет. Вот это память! И вот это мудрость!

Елена ХАБИБРАХМАНОВА

Поспешила

Как-то раз приходит Маратик с даватишей из детского садика и с порога мне заявляет: «Мама, я теперь знаю, чем девочки от мальчиков отличаются!». Свекор тихо разделся и скрылся в своей комнате, предоставив мне самой разбираться с ситуацией.

Делать нечего, я отыскала какую-то случайно завалявшуюся у нас куклу и отправилась преподавать сыну уроки элементарной анатомии.

С полчаса я пыхтела, пытаясь на бесполом пупсе продемонстрировать половые признаки и объяснить на доступном уровне их функциональные особенности. Сын меня, конечно, слушал, но при этом катал машинки в гараж, завел железную дорогу…

Когда я закончила, он внимательно посмотрел на меня и говорит: «Мама, но ты главного не знаешь: мальчики ни-ког-да не надевают юбки!».

С тех пор перед тем, как что-то сыну объяснить, я всегда сначала выясняю, что он имеет в виду.

Резеда ЗАГИДУЛЛИНА

В статье использованы материалы www.child-psy.ru.

3331
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...