Пропал интерес к школе и желание учиться? Это можно исправить!

Пропал интерес к школе и желание учиться? Это можно исправить!

Не правда ли, знакомая картина — первоклассник, с упоением окунувшийся было в учебу, постепенно к середине школы теряет интерес и перестает приносить в дневнике отличные отметки. Куда испаряется столь рьяное желание учиться? И почему?

Родительская медвежья услуга

Семья К., сын Денис, 11 лет: Почему не учусь? Да нет, легкотня это, даже алгебра с физикой. Но чего они (родители) меня все время пасут? Я и сам знаю, когда мне сесть за уроки, а так, я им назло домашку не делаю.

Причин снижения интереса к учебе много, но в числе первых — родительское желание «сделать как лучше». С первых дней учебы первоклашку насильно усаживают выполнять домашние задания, тотально контролируют все действия ребенка. Последствия: психическое беспокойство, страхи, неумение проявлять свою волю, инициативу и, как результат, нежелание учиться. Неблагоприятная ситуация получает развитие в средней школе. Родители не замечают, что их детки подросли.

У них появилось пусть неправильное, с точки зрения родителей, но собственное мнение, с которым нужно считаться. А этого не происходит. Конфликт порождает начало подросткового кризиса, самого трудного для родителей.

Еще один безотказный способ отбить желание к учебе — отрицательные оценки. «Лентяй, память у тебя плохая, соображалка плохо работает, что ли?» — знакомы родительские подначки? Преобладание высказанных недостатков над похвалой провоцирует неуверенность в своих силах. Крайний вариант этого пагубного действия родителей — бесконечные сравнения с кем-то лучшим (по мнению взрослых). Результаты себя не оправдывают, «друга» быстро начинают ненавидеть, а успехов в учебе, увы, так и не наблюдается.

Кризис средней школы

Семья Н., сын Петр, 12 лет: Ну да, тройки у меня есть. Полно. Но сейчас же только вторая четверть, и до конца года ого-го-го еще сколько времени. Исправлю!

Переход в среднюю школу сам по себе стресс. Новые лица в классе, куча незнакомых учителей вкупе с новыми предметами, и вообще вся привычная школьная система — с ног на голову! Больше никто не утирает сопельки и не гладит по головке. Этот процесс может спровоцировать у ребенка проблемы. С одной стороны, они еще дети и хотят ими оставаться, с другой — возросшие требования и претензия на взрослость.

Покидая детские штанишки, ученики средней школы попадают в междувременье — время еще длится, как у детей — окончание школы так далеко, все успею, наверстаю… А ритм начинающейся подростковой жизни уже другой, рысца минут переходит в галоп секунд.

Самое время родителям начинать прививать своим ребятам азы тайм-менеджмента, учить мыслить прагматично и стоить планы. Реальные. Усугубить ситуацию могут конфликты в классе. Индивидуализм еще не в фаворе, пока еще преобладает стадный инстинкт, желание быть как все, дабы заслужить одобрение. Если обстановка в классе сама по себе не располагает к учебе, если среди одноклассников читающий ребенок — «лох», а отличник — «ботаник», каких вы подвигов ждете от ребенка?

Отсутствие мотивации

Семья Ш., дочь Карина, 14 лет: А зачем вообще учиться? Что мне это даст? Успех и карьеру? Зачем? «Ранетки» за один день в свои 18 зарабатывают больше, чем мой сорокалетний отец в своем конструкторском бюро за месяц! И без всяких институтов.

К средней школе, как это ни прискорбно, наши дети расстаются с большинством детских убеждений. Они уже видят недостатки школьного образования — зачем учить ботанику, если я собираюсь быть математиком? Их тяжелее завлечь подарками — конфетки больше не привлекают, а новый компьютер (велосипед, телефон) каждый день родители покупать не в состоянии. Дети перестают понимать, ради чего им учиться. Соцсоревнования и коммунизм? Ушли в прошлое. Долг перед родиной? Абстрактно и бессмысленно. Деньги и карьера? Увы, в окружении наверняка есть примеры, когда своим обеспеченным положением люди обязаны отнюдь не мозгам и образованию. Тупик. Дети не знают, зачем им учиться.

Но происходит это не со всеми. Те, кому с детства родители смогли привить интерес к новому, недоступному, к жизни вообще и знаниям в частности, мотивацию к учебе не теряют. Потому что они с первого класса учились не ради пятерок и четверок, а ради познания неизведанного.

Потому что с первых школьных дней их папы и мамы спрашивали не о том, какую оценку они получили на уроках, а что узнали нового. В силах родителей зажечь огонек интереса к учебе и превратить его в пламя познания — ежедневного, увлекательного процесса расширения границ мира. Причем не последнюю роль в этом будет играть родительский пример — если родители сами стремятся к знаниям, то и дети тоже потянутся к учебе. Задача родителей, чтобы это произошло как можно раньше.

Смена ценностей

Не все так плохо, как могло бы вам показаться из вышеизложенного. Есть еще один момент, который зачастую упускают из виду даже специалисты по детской душе. Распрощавшись с Дедом Морозом и волшебной палочкой, дети отправляются на поиски нового смысла: смысла жизни, смысла смерти, смысла бытия… Философия, пропущенная через себя.

В душе даже самого спокойного ребенка начинают кипеть шекспировские страсти — первая любовь, первое предательство. И учеба на фоне этих волнений становится не то, чтобы неважна, но менее значима, несомненно.

В заключение хочется уберечь родителей от фатальной ошибки. Не стоит обвинять учителей, школу или «любимых» родственников (весь в отца, бестолочь!) в неутешительных успехах ребенка на ниве учебы. Истоки проблемы — в семье, в детско-родительских отношениях. Родителям нужно набраться терпения и навести мостик взаимопонимания, чтобы не растоптать душу ребенка диктаторским насаждением «правильного», с взрослой точки зрения, поведения. Если вы, конечно, хотите вырастить успешную личность, а не безвольную марионетку.


Наш эксперт: Ахмедзянова Айгуль Эльвировна — клинический психолог, руководитель центра психологии «Априори».

3030
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...