Развитие психиатрии от античности до современности

Развитие психиатрии от античности до современности

Вряд ли найдется в медицине еще одно направление, вызывающее такую неоднозначную реакцию людей. Психиатрия всегда была за гранью понимания обычного обывателя, отсюда и ироничное отношение, скрывающее ужас перед непознаваемым миром разума.

Античность: от сверхъестественного к практическому

Долгое время область психических заболеваний была епархией жрецов, шаманов и ведунов — психические отклонения объяснялись воздействием сверхъестественных сил богов. Лечились они при помощи нравоучительнопсихотропных приемов с оттенком религиозности — волшебный сон, устрашение и тому подобное.

Однако, несмотря на глубокие эзотерические корни, психиатрия получила естественнонаучную систематизацию еще в античное время.

Гиппократ (IV в. до н.э.), описывая эпилепсию, отмечал, что она ничуть не святее других болезней. Гален (II в. до н.э.) различал острые и хронические психические расстройства, изучал их причины, цикличность и сопутствующие лихорадочные состояния. Келиус Аурелианус (I в. н.э.), подробно описывая симптоматику лихорадочного делирия, фобии и мании, возражал против насилия и силовых методов их лечения.

Средневековье: мракобесие и первые психбольницы

Продолжая дело великих врачевателей древности, Авиценна (X в.) высказал мысль о связи душевных расстройств и дефектов головы и мозга. В своем многотомном труде «Канон врачебной науки» он описал не только травматические и сосудистые повреждения мозга, эпилепсию, но и меланхолические состояния, а ведь им стало принято уделять внимание только спустя века!

Мусульманство терпимо относится к «заблуждающимся». Поэтому, в том числе и с подачи Абу Али ибн Сины, на Востоке появляются первые клиники для психически больных. Интересно, что помимо милосердия в них исповедуют принцип трудотерапии. Прогрессивные идеи античности похоронило мрачное Средневековье.

Религиозные догмы предписывали трактовать психические болезни как результат дьявольского наваждения, одержимости бесом. Даже великий Парацельс (XVI в.) не отрицал возможности присутствия дьявола в человеке.

Мнение о психических расстройствах как о болезни мозга было, с церковной точки зрения, кощунственным и опасным — за этим строго следила инквизиция. Поэтому и самих психически больных лечили, «изгоняя бесов», — религиозными обрядами, заточением в тюрьмы или даже публичным сжиганием на костре.

Однако к концу Средневековья, в эпоху просвещенного, но набожного Возрождения стало меняться отношение и к психически больным людям — для них устраивались колонии при монастырях, городские приюты.

Новое время: экскурсии в психбольницы и истоки геноцида

Идеи о материалистической сущности психических отклонений нашли реализацию только после краха старой идеологии, в исторический период так называемого нового времени. Хотя большинство населения считало сумасшествие постыдной, животной и даже заразной болезнью, многие психиатры — француз Ф. Пинель, ирландец Д. Конолли, американец Б. Раш (XVIII-XIX вв.) — вместо распространенных изоляции и физического насилия проповедовали систему нестеснения и адекватной медицинской помощи. Социум по-своему помогал страждущим духом. Муниципальные психбольницы существовали за счет пожертвований и платных экскурсий для желающих развлечься осмотром цепей, фиксирующих ящиков, смирительных стульев и других жутких приспособлений для «лечения» душевнобольных.

В XIX — начале XX века школа «психиков» (Гейнрот) утверждала, что причина психических заболеваний в безнравственности человека, порочности его души.

Течение «соматиков» (Якоби) считало, что психическая болезнь является результатом соматической патологии — нужно «оздоровить» тело, чтобы в нем стало комфортно душе. Фактически же для лечения использовались одни и те же пыточные методы. Французский психиатр Б. Морель высказал гениальную по тем временам идею о наследственной отягощенности психических расстройств. К сожалению, эта мысль получила геноцидное развитие в трудах лишь его последователей.

Недалекая современность: политическая психиатрия

Знаменитейшим психоневрологом прошлого века считается Зигмунд Фрейд. Согласно воззрениям Фрейда подсознательная деятельность человека является основой его психической деятельности. Чтобы исцелить человека от психического недуга, нужно путем психоанализа перевести переживания человека из бессознательного в сознание. Однако Фрейд не смог обосновать анатомо-физиологических основ психической заболеваемости. С философской биологизацией психики человека были согласны далеко не все специалисты психиатрии.

Так сторонники фрейдомарксизма (Э. Фромм, Г. Маркузе, О. Негт, А. Шмидт) считали, что с помощью психиатрии можно устранить «невротизацию» населения, привить желание трудиться и построить совершенное общество.

Представители направления антипсихиатрии (З. Бернфельд) расценивали возникновение психических отклонений как «защитные» механизмы у жертв социального строя.

Сейчас психиатрия базируется на фундаментальных положениях нашего соотечественника И.П. Павлова. Сознание —это свойство мозга, высшая форма отражения человеком объективного мира, своего окружения, взаимоотношений собственной личности с внешней средой. А в основе деятельности мозга лежат нейрофизиологические процессы, изучением которых продолжает заниматься современная психиатрия.

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, на планете более 450 миллионов людей страдают психическими отклонениями.

Только в индустриальной Европе каждый седьмой подвержен шизофрении, параноидальным состояниям и подобным серьезным заболеваниям. А уж депрессии и стрессам —каждый второй, если не первый. Это естественная защитная реакция мозга на перегрузки цивилизации. Игры разума. Только кому нужен прогресс, если им некому будет воспользоваться? Берегите себя.

2041
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...