Автомобиль не по карману? Сравниваем стоимость владения Ладой Гранта и BMW X5
Думаете о покупке автомобиля? Прочтите ежегодное исследование стоимости владения автомобилем, которое проводит компания PWC (ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование). Очередной отчет показывает, сколько денег ежемесячно вы будете терять, во сколько вам встанет один километр пути и на сколько процентов ваш автомобиль потеряет в стоимости. И может быть такси окажется дешевле?
Основные выводы о стоимости владения автомобилем
В 2014 году произошло много событий, оказавших существенное влияние на экономику России, в том числе на автомобильную индустрию. Падение продаж, наблюдавшееся большую часть года, сменилось ажиотажным спросом в ноябре и декабре.
Всего за несколько недель цены на автомобили и многие другие товары резко выросли. Владельцы и будущие покупатели начинают обращать все большее внимание не только на бренд и характеристики автомобиля, но и на стоимость владения им.При этом некоторые потребители даже задумываются о том, могут ли они позволить себе содержать автомобиль, не стал ли он для них непозволительной роскошью. Анализ стоимости владения автомобилем, подготовленный PwC, дает ответы на насущные вопросы: каковы будут расходы автовладельцев на содержание автомобилей разных классов, какие статьи расходов являются наиболее существенными, а какие, возможно, могут быть сокращены.
В рамках настоящего исследования была проанализирована стоимость владения автомобилями разных классов в крупных городах России.
Важно отметить, что стоимость владения для конкретного автомобиля может значимо отличаться в зависимости от конкретных условий его приобретения и эксплуатации. Ключевые допущения настоящего анализа представлены далее.
Под стоимостью владения понимаются как эксплуатационные расходы, так и потеря стоимости автомобиля (расходы на приобретение за вычетом доходов от перепродажи).Потеря стоимости
Несмотря на то, что потеря стоимости автомобиля является в определенной степени виртуальной величиной, т.е. не является денежной статьей расходов, автовладельцы в полной мере ощущают ее значимость при продаже автомобиля.
Показатель потери стоимости в первую очередь зависит от первона- чальной стоимости автомобиля с пробегом (в т.ч. спроса и предложения на конкретную модель). В целом потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей стоимости владения автомобилем. Значительный рост цен на новые автомобили в конце 2014 – начале 2015 гг. способствовал увеличению данной составляющей в денежном выражении.
Согласно полученным результатам автомобили класса В, компактные кроссоверы и полноразмерные внедорожники до 3 млн руб. теряют в стоимости медленнее автомобилей других классов: за 3 года они теряют в среднем менее 30% стоимости. Наибольшее обесценение демонстрируют в первые 3 года автомоби- ли класса Е и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. – 38% и 47%, соответственно.
Среди других факторов, оказывающих влияние на потерю стоимости, можно отметить:
надежность и репутация модели автомобиля; наличие или отсутствие на рынке новых автомобилей обновленной версии данной модели; динамика цен на аналогичные новые автомобили.Кредит
Ставки по автокредитам значительно увеличились за последние несколько месяцев в результате обесценения рубля и увеличения ключевой ставки до 17% (по состоянию на вторую половину января 2015 года).
В итоге, по состоянию на вторую половину января, в среднем для всех анализируемых классов ставка по трехлетнему кредиту при 50% первоначальном взносе составила порядка 19-23%.
Внутри классов можно наблюдать определенный разброс процентных ставок в зависимости от модели автомобиля и наличия специальных кредитных предложений от банков. Несмотря на то, что процентные ставки по автокредитам в меньшей степени зависят от класса автомобиля, эффект от их повышения, вероятно, будет иметь разную значимость для разных классов.
Так, продажи автомобилей низкого и среднего ценовых сегментов наиболее чувствительны к повышению процентной ставки по автокредитам, в то время как продажи автомобилей дорогого ценового сегмента в меньшей степени зависят от динамики процентной ставки по кредиту. Расходы на обслуживание кредитов составляют для всех рассматриваемых классов от 17 до 21% от общей стоимости владения автомобилем.
Топливо
Расходы на топливо в общей стоимости владения автомобилем различаются для рассматриваемых классов: доля затрат на топливо составляет меньшую величину для более дорогих автомобилей, несмотря на больший расход топлива (за счет более мощных двигателей).
Так, для автомобилей класса В стоимость топлива в общей стоимости владения составляет в среднем 24%, тогда как для класса Е и полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб. – 7 % и 9% соответственно.Для автомобилей среднего ценового сегмента расходы на топливо составляют порядка 13–19% от стоимости владения.
Страхование (ОСАГО и КАСКО)
Страхование составляет существенную статью расходов в общей стоимости владения автомобилем – от 20% до 30% (в основном стоимость КАСКО). В стоимостном выражении, чем дороже автомобиль, тем больше величина расходов на страхование.
Как результат, самые большие расходы на страхование приходятся на автомобили класса Е и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб.
Среди других факторов, оказывающих влияние на стоимость КАСКО:
стоимость запчастей и ремонтных работ; коэффициент угоняемости; эксклюзивность автомобиля и пр.Плановое техническое обслуживание
Расходы на техническое обслуживание составляют в среднем 2-4% от общей стоимости владения. В относительных единицах, чем дороже автомобиль, тем меньше доля ТО в общей стоимости владения.
Налоги и сборы
Налоги и сборы составляют порядка 1% от общей стоимости владения для автомобилей классов В, С и D с объемом двигателя в среднем 98, 115 и 149 л.с. соответственно. Для автомобилей класса Е, компактных и среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. – порядка 2%. Для полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб. доля в общей стоимости владения составляет порядка 4% вследствие применения повышающего коэффициента для расчета транспортного налога.
Прочие расходы
Прочие расходы на содержание автомобиля, которые включают покупку зимних шин и мойку 2 раза в месяц, находятся примерно на одном уровне в денежном выражении, поэтому их доля в общей стоимости владения определяется стоимостью автомобиля.
Расходы на парковку (для Москвы)
Данные расходы на сегодняшний день актуальны преимущественно для Москвы. Однако, постепенно практика платных парковок распространяется и в других городах. При этом расходы на парковку могут составлять существенную величину.
Результаты анализа стоимости владения
Открыть изображение в большом размере
Ключевые допущения
В рамках анализа были рассмотрены современные легковые автомобили, официально продаваемые в России. Для целей настоящего анализа были выделены 8 классов автомобилей на основании критериев размера и цены*.
В состав каждого из классов были включены по 5 популярных автомобилей.
Результаты анализа по каждому классу отражают средние значения для автомобилей соответствующего класса.
Все основные показатели (цены автомобилей, условия по кредиту и пр.) актуальны на вторую половину января 2015 года и получены на основании анализа PwC, данных от автодилеров и информации из открытых источников.
Настоящее исследование основано на следующих ключевых допущениях:
автомобиль приобретается в базовой комплектации с бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач; автомобиль приобретается и эксплуатируется в крупном российском городе; автомобиль эксплуатируется одним собственником в течение 3 лет; автомобиль приобретается в кредит на условиях 50% первоначального взноса.Все права www.pwc.ru/ru/automotive / Скачать PDF-версию