Все для твоей семьи Family365.ru

Воспитание детей до школы

Развитие детей

Дошкольное воспитание детей закладывает основы становления личности, являются базой для их развития. Важно то, чему мы их учим, как мы к ним относимся, какие ценности пытаемся донести до них! Нужно нам научиться уважать и понимать наших детей.

В целом, воспитание дошкольника сводится к двум направлениям: подготовка к школе и воспитание ребёнка как личности, как самостоятельного человека. Детский сад в одиночку не справится со всем комплексом задач воспитания детей! Родителям нужно принимать активное участие в процессе воспитания.

Первое - подготовка к школе!

В ребёнке нужно развивать черты, необходимые школьнику, а именно:  готовность к обучению; желание стать школьником и учиться; готовность к познанию мира;способность к творчествустремление развивать речь; желание развивать способности; стремление овладеть большим количеством знаний.

Мы с Вами должны дать толчок к раскрытию способностей ребёнка. При этом нельзя ограничивать малыша, настаивать на чём-то определённом, пытаться доказывать что-либо. Важно быть гибкими: ведь ребёнок ищет везде, хочет объять необъятное, и найти ему нужно самостоятельно, а не “из-под палки”! Вспомните методики воспитания в советское время: “Не хочешь учиться играть на фортепиано, а я тебя заставлю!” К чему это приводило? Правильно! Ребёнок просто не хотел учиться и переставал что-либо воспринимать… Кстати, многие потом жалели, что не использовали свои способности в детстве. Но это же вина их родителей, не так ли?

Вспомним Сократа: “Не слушайте ничьих советов, в том числе и этот!” В реальности нет одной проверенной и высокоэффективной методики воспитания детей-дошколят. У каждого родителя и каждого ребёнка – своя модель, свои правила. Кому-то подходит одно, а для другого это совершенно неприемлемый вариант. Однако существует несколько проверенных моделей и систем воспитания:По системе Макаренко воспитанием детей должны заниматься все люди, которые его окружают, т.е. все общество: родители – дома, воспитатели – в детском саду. Для воспитания личности должны быть использованы труд и игры.По системе Сухомлинского взрослые должны уважать внутренний мир каждого ребенка и стараться уделять ему больше внимания. Ваш ребенок должен прочувствовать то, что вы пытаетесь ему донести, осознать это. Это и есть нравственное воспитание личности!Вальфдорская методика делает основной упор на развитии эмоций. Согласно данной системе, до семилетнего возраста ребёнка нельзя принуждать чем-либо заниматься. Родители должны подавать пример ребёнку, чтобы он (или она) пытался соответствовать некоему идеалу: ведь на этом этапе родители – самое главное, что есть у малыша! А уже в 7 лет ребёнок сам разберётся, как ему развиваться интеллектуально. И главное – ребёнок будет стремиться к идеалу, а потому и в школе всё будет хорошо!Система Монтессори – это создание определенной специфической обстановки, которая стимулирует творческое развитие ребенка.

Интересная классификация типов воспитания личности дошкольника предложена Екатериной Патяевой в книге «От рождения до школы». Она предлагает различать шесть типов воспитания.

Рассмотрим их более подробно:1) Традиционное воспитание. Основной принцип: ребёнок должен слушаться старших. В каждом обществе существуют традиции и обычаи воспитания детей – будущих членов общества, согласно коим ребенок должен быть нормальным, то есть действовать согласно неким нормам и правилам: например, нормамвежливости, личной гигиены, уважения к старшим и т. д. Важную группу норм составляют обязанности, которые дети приучаются выполнять. В современном обществе главная обязанность детей - учиться в школе, ибо обществу нужны грамотные и достаточно образованные граждане. Помимо этого родители порой вводят для подрастающих детей разного рода домашние обязанности.Приучение ребенка подчиняться нормам, соблюдать правила и выполнять обязанности и составляет первый элемент традиционного воспитания.Устоявшиеся традиции воспитания учитывают закономерности естественного развития ребёнка, в том числе потребность маленького ребёнка в любви, общении и эмоциональной поддержке, неудовлетворение которой приводит к тому, что дети будут болеть, чахнуть и развиваться. Поэтому второй элемент традиционного воспитания - это отношения любви между родителями и маленькими детьми.Третий момент традиционного воспитания состоит в приобщении ребёнка к тем ценностям, которые разделяют родители. Приобщение к ценностям осуществляется через объяснение ребёнку на конкретных примерах из его ежедневной жизни того, «что такое хорошо и что такое плохо», через подражание родителям, а также через чтение детских книг, просмотр фильмов имультфильмов, соблюдение обрядов, участие в праздниках и ритуалах.В результате традиционное воспитание оказывается дважды противоречивым: во-первых, строгое принуждение ребёнка вступает в конфликт с поддержанием тёплых эмоциональных отношений, во-вторых, чем старше, самостоятельнее и сильнее становится ребёнок, тем труднее его принуждать и тем менее поддающимся воспитанию он становится.Второе противоречие приводит к тому, что традиционное воспитание чаще всего фактически заканчивается в подростковом возрасте - когда подросток выходит из-под влияния родителей и внутренне или внешне отстраняется от них. Подросток, как правило, перестаёт отождествлять себя с родителями, их ценностями и их героями и начинает ориентироваться на ценности своих сверстников и на тех героев, которым они поклоняются.В итоге, в нашем обществе традиционное воспитание, веками исправно выполнявшее свои задачи, перестаёт быть эффективным. Обратимся теперь к другим типам воспитания.2) Потакающее воспитание. Основной принцип: ребёнок должен быть доволен. Потакающее воспитание возникает тогда, когда присущий традиционному воспитанию конфликт решается в пользу эмоциональной близости. Наиболее важной для родителей оказывается непрерывная эмоциональная связь с малышом, активное сопереживание его радостям и горестям. Они готовы в большинстве случаев отказаться от своих требований или запретов и уступить ребёнку, лишь бы он не плакал.Такое воспитание выливается в отсутствие запретов, выполнение всех желаний малыша, превращение его в центр семьи. Если при традиционном воспитании власть и ответственность принадлежат родителям, то здесь они по существу передаются ребёнку. Выполняя желание ребёнка, мы делаем приятное не только ему, но и себе, и поэтому идти навстречу часто бывает легче, чем вводить ограничения и настаивать на том, что мы считаем должным.

Естественное следствие потакания - это избалованность ребёнка, крайним случаем которой оказывается формирование ребёнка - деспота. Постоянное потакание малышу - благодатная почва для капризов иманипулирования взрослыми!Замысел, из которого исходят потакающие родители, состоит в следующем: «ребёнок оценит то, что мы для него сделали, когда вырастет».Этот замысел не оправдывается: сам по себе ребёнок не учится уступать или учитывать чужие интересы. Если ребёнка не учить сопереживать другим людям и считаться с ними, он научится быть эгоистом.3) Развивающее воспитание. Основной принцип: ребёнок должен быть умным и талантливым. Для развивающего воспитания главной ценностью является максимально возможное и максимально раннее развитие всех способностей ребёнка, обычно - прежде всего интеллектуальных, спортивных и музыкальных. Ребёнок находится в центре внимания мамы, которая уделяет ему много времени и сил. В итоге ребёнок рано начинает говорить, читать, играть на музыкальных инструментах, рисовать. Ребенок развит очень хорошо, и ему легко поступить в школу «повышенного типа». Но есть одна проблема – поглощенность родителей развитием своего чада. В итоге у малыша есть все шансы вырасти в очень умного, знающего, талантливого эгоиста, который добивается высот, но не умеет строить отношения с другими людьми, неспособного переживать личностные кризисы. В итоге родители испытывают чувство гордости, с одной стороны, и горечи – с другой. 4) Программирующее воспитание. Основной принцип: мы знаем, кем должен стать ребёнок, и будем его готовить к этому. Взрослые готовят ребёнка к определённому будущему. Вспомним примеры русских царей, вельмож – их заранее готовили к определённому месту в обществе. Однако такое воспитание часто приводит к конфликтам: дети иногда бунтуют против определённой системы ценностей, которая им навязывается. Есть две проблемы. Во-первых, в современном мире будущее всё менее предсказуема, а скорость изменений такова, что очень сложно понять, а какие именно навыки будут действительно востребованы в той или иной социальной роли. Если ребёнок вырос и следует определённой программе, но ничего не получается, - он становится несчастным человеком на всю жизнь. Во-вторых, проблема программирующего воспитания заключается ещё и в том, что подросшие дети попадают под чьё-то другое влияние. Если оно оказывается достаточно сильным, все наши планы ломаются – мы оказываемся в ситуации кризиса. Например, родители готовят сына, чтобы он стал инженером, а тот бросает институт и становится барменом или музыкантом. 5) Эпизодическое воспитание. Основной принцип: сначала работа, потом дети. Для всегда работающих родителей большую часть времени ребёнок предоставлен самому себе. Только часть времени его воспитывают, совмещая или перемешивая строгость и эмоциональную близость. Такое воспитание всегда непоследовательно: сначала мамаша не имеет времени, чтобы остановить начинающееся нежелательное действие, потом, столкнувшись с результатами этого действия, возмущается и наказывает ребёнка, после чего тут же мирится с ребёнком с помощью ласки и подарков. В итоге ребёнку не хватает эмоциональной поддержки в сложных для него ситуациях. В результате у ребёнка складывается неуверенность в себе. Другое возможное последствие – подрастающий ребёнок привязывается к нежелательным друзьям и компаниям. 6) Личностно-ориентированное воспитание. Основной принцип: учить ребёнка быть самостоятельной, ответственной и творческой личностью. Личностное воспитание ориентировано на то, чтобы ребёнок стал самостоятельной личностью. Важными предпосылками личностного развития всегда являются освоение человеческих норм и ценностей, с одной стороны, и овладение интеллектуальными, коммуникативными, волевыми и иными способностями. В итоге, данный тип воспитания вбирает в себя многие элементы традиционного и развивающего воспитания, но включает ещё и третий важный элемент: ответственное и осмысленное принятие ребёнком самостоятельных решений и обсуждение с ребёнком его действий. Происходит мотивационный и смысловой диалог родителей и детей! Как считает автор данной классификации Екатерина Патяева, именно личностно-ориентированное воспитание и является на сегодняшний день оптимальным, так как не приводит к тупиковым проблемам. Но именно этот тип воспитания требует от родителей больше времени, сил и размышлений, чем любые другие типы. Иногда нам, родителям, придётся пожертвовать своей карьерой и материальными благами, дабы воспитать во всех смыслах здоровую активную личность в своём чаде!