Сегодня существует масса педагогических концепций и советов «специалистов», которые противоречат друг другу и зачастую портят нам не только нашу жизнь, но и жизнь наших
детей.
Развивается активное мифотворчество, а мифотворцы живут на благодатной почве безграмотности родителей в воспитании своих чад и желании «сплавить» этот процесс (воспитания) к этим самым «специалистам».
Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, мы забываем, что кем-то он является уже сегодня. Сташа Таушер
Давайте рассмотрим, какие мифы частенько угнетают российские семьи и мешают нам вырастить из наших детей здоровых и социально зрелых взрослых людей.
Миф 1. Детей надо воспитывать
Дело в том, что воспитание в нашем понимании – это «говорить ребёнку, как правильно поступать», «прививать свои правила и нормы», «учить подчиняться», «наказывать за неподчинение». В России особенно многие родители до сих пор считают, что без вышеперечисленных действий их ребенок никогда не сможет стать «хорошим человеком». Ведь только подумайте, кем бы Вы могли стать, если бы Вас не воспитывали, а просто любили?Сегодня многие психологи говорят не о воспитании, а об интересе и участии в жизни своего ребенка и о любви, естественно! Кроме того, модель счастливой жизни самих родителей – это именно то – самое главное, - с чего ребенок мог бы брать пример.
Например, если Вы учите ребёнка уважать старших, но сами абсолютно невежливы в общении с собственной матерью или тещей, то уважение «привить» не удастся. Ведь детишки берут за основу не столько слова, сколько модели поведения и жизни своих родителей. Хотите, чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, будьте хорошими сами. Хотите, чтобы он был счастлив, задайте себе вопрос: «счастлив ли я?» Начинать нужно не с ребёнка, а с самого себя!
Миф 2. Дети – это недоразвитые взрослые
Ребенок реально знает, кто он такой и зачем он здесь, в этом мире. Правда, об этом он не может рассказать! И потому он всегда знает, чего он хочет прямо сейчас. И для него «сейчас» очень важно – ведь будущее так далеко: школа – когда я стану взрослым; институт – я буду уже старым!
Ребенок может удивляться, быстро развиваться, безудержно фантазировать, быть уверенным, что в жизни возможно все, чувствовать и понимать, кто он такой, радоваться, потому что просто живёт! Все это совершенно не умеют очень многие взрослые умные люди!Поэтому дети – не маленькие взрослые, они просто другие, в чем-то более чувствительные, здоровые и мудрые, чем взрослые, которыми они всегда успеют стать.Однако направлять детей всё-таки надо: ведь ребёнок просто многого не знает, а потому, если он будет полностью самостоятельным, некоторые решения и действия он будет делать, нанося вред самому себе: ведь наесться, например, можно тарелкой супа или килограммом конфет. И конфеты вкуснее и … полезнее? Нельзя ограничивать, но нужно объяснять непонятные и неизвестные вещи и нужно давать выбор!Миф 3. Детей надо контролировать
Малыш не может самостоятельно справляться со всеми своими бедами, но защищать его с пеной у рта при возникновении слабой тени проблемы не нужно. С таким контролем и надзором ребёнок вырастет абсолютно беззащитным и неспособным дать отпор. Если с младенчества контролировать ребенка и предупреждать его о любой опасности, он отучиться делать это сам и передаст эту функцию родителям, которых однажды может не оказаться
рядом..., и тогда неприятное происшествие вполне возможно: у ребенка просто не было шанса этому научиться и взять часть контроля на себя!
Каждому ребенку очень важно уметь не только желать чего-то, но и научиться взаимодействовать со средой по поводу удовлетворения своего желания. Это очень важный навык, который в будущей счастливой жизни ему совершенно необходим. Все это может произойти, только если часть контроля будет у самого ребенка.Миф 4. Детей обязательно усиленно развивать
Нужно знать простую истину: есть детский возраст, когда полезно только много играть, щупать, кусать, смотреть, и совсем другой возраст, когда полезно считать и заучивать наизусть. Однако в нашей стране до сих пор раннее развитие интеллекта у ребенка возводится в абсолют. В результате такого подхода у детей и логика не развивается в нужном объеме, и другие психические процессы отстают из-за того, что им в своем развитии совсем не было места. Ребёнку нужно предоставлять широкие возможности для удовлетворения своего естественного интереса к жизни и окружающему: он начнет прекрасно развиваться по заложенной в нем самой природой программе. Когда придет пора, он захочет и начнет учиться читать, рисовать, решать. Важно, однако, поддерживать в нем этот интерес: покупать игрушки, книги, краски, интересоваться, записывать в хорошие кружки и секции к тем учителям, которые любят детей. Миф 5. Ребенок не должен делать, что захочет
«Думать о себе» в советском прошлом было не только весьма зазорно, но и опасно. Мы все выросли с большим чувством невыполненного долга, которое приземляло нас так, чтобы мы не могли быть свободными и счастливыми. Однако произвольность как психическая функция обычно появляется у детей к 6-7 годам, и развивать ее раньше бессмысленно и вредно. Чем больше в жизни ребенка будет возможностей делать что-то из своего желания, тем успешнее он будет в том, что выбрал сам. Что даже тогда, когда возраст произвольности уже наступил, делать то, что надо гораздо легче, если потом или до того есть время и место для того, что хочется. Ведь удовлетворяя наши истинные, подлинные желания мы обретаем смысл и энергию на то, чтобы жить дальше.
Человек, живущий только словом «надо», психически истощён и депрессивен. Он не может желать, а значит, живет не совсем своей жизнью. Живет для того, чтобы быть исполнителем чьей-то, вполне возможно, весьма «доброй» воли. Миф 6. О плохих родителях
Плохих родителей нет, есть тревожные, запутавшиеся, волнующиеся, любящие, ошибающиеся. Миф о плохих родителях возникает в голове тех, кто, неодобрительно глядя вслед молодой растерянной мамаше, точно знает, как надо воспитывать ее уникального и неповторимого ребенка и совершенно не сомневается.