Все для твоей семьи Family365.ru

Система образования в Индии до 1947 г.

Путешествия

Образование в Индии всегда являлось знаковым для населения, ведь большинство знаний, которыми мы пользуемся сейчас, были разработаны именно ими. Например, в области математики индийцам принадлежит ряд основополагающих открытий, такие как введение понятия и знака нуля, построение позиционной десятичной системы, «арабские цифры».

Различные навыки в областях науки широко применялись в повседневной жизни и активно передавались подрастающему поколению. Своя система знаний в Индии сложилась еще в VI в. до н.э. и просуществовала с незначительными изменениями до начала XII – XIII вв.

Одной из особенностей образования было устное обучение на всех его ступенях. Большинство произведений излагалось в стихотворной форме, для удобства запоминания материала, хотя это и не исключало изучение письма. Процесс получения образования начинался дома, где в качестве учителей выступали отцы или старшие мужчины в доме. Обучение начиналось с пяти - шестилетнего возраста. «В течение первого полугодия ученики осваивали алфавит и первые навыки чтения, а затем целый год занимались элементарной арифметикой. В течение следующего первого года или двух изучались начала грамматики, после чего, в возрасте от 8 до 12 лет, ученики проходили обряд упанаяны и поступали под руководство профессиональных учителей».

Стационарные школы со специальными помещениями, штатом учителей и определенной программой стали возникать только с IV – V вв. н.э. Содержались такие школы учителем, на пожертвования и милостыню, собираемую учениками. Кроме стационарных школ при некоторых индуистских храмах жрецы создавали религиозные школы.

Колонизация Индии привела к распространению в ней западных ценностей в образования, к коренным изменениям в отношении получения знаний и стремления к ним. До установления колониального режима в Индии была выстроена своя традиционная система образования, состоящая из двух ступеней: элементарной и высшей. Начальные школы существовали во всех городах и крупных населенных пунктах, высшие учебные заведения становились центрами религиозной и интеллектуальной жизни Индии. Сами колонизаторы также отмечали высокий интеллектуальный уровень индийцев, так согласно отчету от 1821 г. подтверждается данное наблюдение об образованности индийского населения: «На нашей территории едва ли найдется большое или малое селение, в котором бы не было школы; в больших деревнях их больше, в городах они есть в каждом районе; в них молодые туземцы обучаются чтению, письму и арифметике по такой экономной, но в то же время такой несложной и эффективной системе, что вряд ли найдется земледелец или мелкий торговец, которые бы вели свои дела хуже, чем это делают люди, занимающиеся подобными операциями в Англии, в то время как крупные торговцы и банкиры оформляют документы так же грамотно, четко и аккуратно, как…любой британский купец».

Индийская школа была бесплатной. Считалось, что знания столь священны, что никто не вправе их продавать. «Бесплатное обучение, - писал Дж. Неру, - было хорошо известно в Индии с самых древних времен. Это обучение было доступным для бедных студентов, которые не должны были ничего платить, не считая некоторых услуг учителю. В этом отношении у индусов и мусульман были одинаковые традиции».

С приходом в Индию колонизаторов начался процесс вестернизации образования – преобразование традиционной школы на основе западной модели. Благодаря христианским миссионерам было основано семнадцать школ для индусов и мусульман и четыре школы для христиан с английским языком обучения.

В 1835 г. генерал-губернатор Индии издал указ, по которому из казны финансировались только школы с изучением английского языка. В результате этого указа индийские языки стали постепенно утрачивать своё значение в жизни страны. Резко снизился уровень их преподавания, сократилось число традиционных школ.

В 1854 г. был издан закон, провозгласивший распространение в Индии европейского искусства, науки, философии и литературы. Была создана следующая структура системы образования: начальные школы с обучением на местных языках, средние заведения с обучением как на местных, так и на английском языке, колледжи и университеты с обучением на английском языке. Также признавалось право всех детей получать образование независимо от религиозной и кастовой принадлежности. В результате принятия закона образование стало проникать в наиболее отсталые в культурном плане слои населения. С 1873 г. по 1893 г. численность студентов колледжей возросла в четыре раза, учащихся средних школ – более чем в два раза.

К концу XIX в. в Индии сложилась система образования, которая во многом имитировала английскую. Дети малоимущих слоев населения обучались в «туземной школе». Это учебное заведение имело две ступени: низшую (2 года обучения) и высшую (4 года обучения). Содержание образования в младших классах включало обучение чтению, письму и счету на одном из местных языков. В высшей ступени обучения к этим предметам добавлялись история Англии и Индии, география, основы естественных наук.

После принятия закона лорда Кезона в 1904 году университеты получили право инспектировать школы и коллежи, определять профессиональную пригодность преподавателей, устанавливать содержание образования и оценивать учебно-воспитательную работу. По новому закону университеты могли лишать школы права посылать своих выпускников для сдачи вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. В отношении начальной школы был провозглашен курс на увеличение их количества, для этой цели местные муниципалитеты увеличили финансирование с 1/3 до 1/2 всех расходов на образование.

Национально-освободительное движение 1905-1908 гг. заставило колонизаторов пойти на уступки коренному населению. В 1909 г. английский парламент принял закон об индийских законодательных советах, получивший название реформы Морли-Минто. Реформа давала индийской общественности возможность активнее включаться в решение образовательных проблем. Одновременно усилился контроль британских властей за деятельностью учебных заведений. Был создан Департамент просвещения. В 1910 г. член Всеиндийского законодательного совета известный индийский общественный деятель Г.К. Гокхале впервые в парламенте поднял вопрос о введении в стране обязательного образования. Правительство отказалось рассматривать этот вопрос.

В 1918 г. был принят Акт Индийского правительства, согласно которому «управление образованием переходило в руки индийских министров», при этом британское правительство продолжало распоряжаться военными институтами и учебными заведениями для госслужащих. Спустя год в ряде регионов страны началось распространение бесплатного начального образования. Реальный же переход на полное самоуправление в сфере обучения произошел только в 1947 г.

Мохандас Карамчанд Ганди, возглавивший в 30-е гг. национально-освободительное движение, привлек к себе внимание всей страны. Он считал, что именно невежество коренного населения Индии удерживает его в колониальном рабстве, и что встав на путь просвещения можно приобрести независимости, не прибегая к насилию. В 1930 г. прошла в стране началась кампания неповиновения – в ней приняло участие несколько миллионов жителей, бойкотировавшие школы и университеты.

Махатма Ганди считал, что только обучение на родном языке может принести пользу, а использование иностранного языка никогда не пробудит в человеке самосознание. Считая образование не самоцелью, а средством для становления нравственным и волевым человеком, он призывал воспитывать подрастающее поколению на источниках, написанных его народом: «Рамаяне», «Махабхарате» и др. Кроме этого процесс получения образования должен был совмещен с овладением какой-либо профессии, приближенной к сельскому хозяйству.

В основе составленной им программы национальной школы лежали такие принципы как: обучение на родном языке, возвращение к традиционному индийскому образованию, направленность образования на пользу общества. Помимо этого, Ганди предлагал подготовить детей сразу к практической стороне жизни – при обучении детей ремеслу, они тем самым могли бы частично оплачивать свою учебу, а позже зарабатывать этим себе на жизнь.

В 1937 г. с небольшими поправками программа национальной школы была одобрена правительством и начала осуществляться в реальной жизни. Так, начиная с 6-летнего возраста ребенок мог получить бесплатное образование на родном языке, попутно приобретая навыки той или иной профессии.

В 1944 г. индийскому правительству была предложена для реализации программа развития системы образования в послевоенные годы. Данная программа была рассчитана на 40 лет и направлена на достижение современного английского уровня обучения в Индии, тем самым индийцы получили возможность развивать свою собственную программу, соответствующую потребностям нации.

Крах общенациональной системы образования, основанной на синтезе западной и традиционной систем обучения, произошел в 1947 г. после раздела Британской Индии на два независимых государства: Республика Индия и Исламскую республику Пакистан. После этого события система и процесс получения образования у каждой страны развивался индивидуально, не соприкасаясь друг с другом.