Когда ребенок заговорит?
Сложно переоценить значение речи в развитии ребенка. С помощью речи малыш общается и расширяет кругозор, овладевает такими навыками, как письмо, чтение и счет. Задержка развития может привести к грубой задержке психического формирования и проблемам обучения. Именно поэтому родители должны знать нормы речевого развития, чтобы как можно раньше начать лечение.
Задержка речевого развития – очень распространенная патология. Границу между индивидуальными особенностями в развитии и отставанием может определить только специалист. Главное – вовремя обратиться за консультацией.
Многие родители сами порой не замечают, что ребенок отстает от своих сверстников. Кажется, что ничего страшного нет, если у малыша бедный словарный запас, он не выговаривает многие буквы и порой даже не умеет правильно строить предложения.
Бывают случаи, когда родители успокаивают себя фразой: «Мальчики позже начиают говорить». На самом деле отличие лишь в том, что у девочек за речь отвечают два полушария, а у мальчиков – одно. И если оно пострадало из-за гидроцефалии, родовой травмы или гипоксии, то речь действительно будет развиваться с опозданием. Вспомните, у мальчиков, как правило, хуже успеваемость в школе – «запасных речевых зон» нет. И если не начать раннее лечение, то в 5 лет ребенку могут поставить диагноз ЗПРР – задержка психоречевого развития, потому что все эти пять лет у ребенка не развивались кругозор и логическое мышление, которые основываются на речи.
Причин задержки развития может быть несколько. Возможно, головной мозг ребенка во время беременности мамы испытывал нехватку кислорода. Также задержка развития возможна из-за тяжелых или преждевременных родов, которые привели к повреждению нервной системы. Давить на речевые зоны и мешать им работать может повышенное внутричерепное давление.
Нормы речевого развития
В год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.
В 2 года строить фразы и короткие предложения, используя прилагательные, словарный запас увеличивается до 50 слов.
В 2,5 года малыш может говорить сложными предложениями, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?».
В 3 года появляется связная речь, кроха говорит предложениями, объединенными по смыслу.
Комплексное лечение задержки развития
1. Микротоковая рефлексотерапия позволяет в процессе стимуляции речевых центров коры головного мозга сверхмалыми импульсами активировать «спящие участки» головного мозга, отвечающие за дикцию, словарный запас, внимание
2. Современные неврологические препараты, являясь питанием для клеточек головного мозга, наиболее эффективны после электрорефлексотерапии и назначаются только врачом-неврологом.
3. Логопедический массаж улучшает мышечный тонус речевой мускулатуры для восстановления дикции.
4. Индивидуальные логопедические занятия способствуют исправлению неправильного произношения звуков, развитию фонематического слуха, общему развитию речи, расторможению и прочее.
5. Занятия с детским психологом помогают повысить у ребенка интерес к учебе с помощью развивающих игр