Синдром эмоционального выгорания
«Вот моя визитка, здесь телефон редакции и мой сотовый. Звоните, если я не сплю, значит, я работаю», - раньше я практически всегда заканчивала свои деловые встречи и переговоры этой фразой.
И все бы ничего, но в один прекрасный момент я почувствовала, что количество сил, которые я трачу на работу, перестало соответствовать не только объективному результату, но и количеству удовлетворения, которое я по логике вещей должна была бы получить от достигнутого результата.
Проще говоря, мой рабочий день стал напоминать мне беличьи бега, причем в колесе. Будильник, душ, кофе, пробки, монитор, интервью, планерка, кофе, монитор, совещание, кофе, расшифровка интервью, пробки, кухня, ужин, уроки с сыном, вечерний выпуск теленовостей, душ, подушка. Глаза одинаково слипались и утром и вечером, стрессоустойчивость катастрофически упала, все чаще в острой ситуации хотелось крикнуть или заплакать, и настроение… Его никогда не было. Знакомо? Значит необходимо пересмотреть свое отношение к такому важному аспекту нашей жизни, как работа.
Переутомление на рабочем месте случается практически с каждым человеком. Это своего рода профессиональная болезнь. Диагноз поставили еще в 1970-е годы XX века. "Синдром эмоционального выгорания".Чрезмерное «горение на работе» приводит к психологическому и физическому истощению, бессоннице, желудочно-кишечным заболеваниям, депрессии, раздражению, апатии и различным психическим расстройствам, оно даже может спровоцировать инфаркт или инсульт. Если говорить шире, чем о выписке из больничной карты, то синдром эмоционального выгорания сначала предпринимает атаку на ваш душевный комфорт, а со временем уничтожает вашу карьеру и лучную жизнь. Если вовремя не принять меры. Поэтому лучше начать «тушить пожар» вовремя. Но прежде разберемся с факторами, ведущими к «возгоранию».
Трудоголику на заметку
Фразу Грибоедова «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» усердный работник делится обычно на две части. Костьми ляжет, чтобы не допустить гнева работодателя, а вот любви желает побольше, и можно без хлеба. И ради этого идет на многое: вот вы уже на пару часов задерживаетесь в офисе, выходите на работу в выходные, носите работу на дом и тому подобное. Апофеозом становится ваш утвердительный ответ на пожелание шефа отложить ваш очередной отпуск на неопределенный срок, потому как «проект горит» и «кто же, если не вы?». Повышение по службе и повышение зарплаты - это и есть призрачные или явные цели, ради которых вы тратите все свои силы и свободное время.
А палочка-то о двух концах: чем больше рвения вы проявляете, тем больше обязанностей на вас вешают.Дальше – больше. Вы воспринимаете собственные промахи как настоящую катастрофу, и при малейшей оплошности ваша самооценка резко падает. Чтобы восстановить безупречную репутацию, вы готовы взяться за любую работу, независимо от ее объема и поставленных сроков. Не закончив выполнять одно поручение, вы беретесь за другое. Это отрицательно сказывается на эффективности труда, так как сконцентрировать внимание на нескольких вещах одновременно довольно сложно.
Светя другим, сгораешь сам
Особняком в формировании синдрома эмоционального выгорания стоит так называемый человеческий фактор. Тут психологи дают довольно жесткое предостережение: «Сгорание - плата за сочувствие». Поэтому одними из первых сгорают те, кто работает в системе "человек - человек", кто вынужден постоянно общаться с другими людьми, причем не по собственному выбору.
Не берите на себя бремя чужих проблем, не растворяйтесь в чужом "Я". Уделяйте большее внимание своему внутреннему миру.Есть вы, есть «ближний круг» - семья и друзья, и есть «все другие-остальные». Как известно, любой ресурс конечен, и человеческий в том числе. Будете размениваться на весь мир - «ближний круг» останется с пустыми руками.
Сигнал тревоги
Поговорим о симптомах синдрома эмоционального выгорания. Для начала вы начинаете остро и непреходяще чувствовать неудовлетворенность собой, тревогу и депрессию. Появляется ощущение "загнанности в клетку". Затем ваши эмоциональные реакции становятся неадекватными раздражителю, или напротив, вы подсознательно переходите на режим экономии эмоций. Так же подсознательно вы начинаете упрощать или игнорировать профессиональные обязанности.
Если вы доведете себя до стадии истощения, то симптомами станут эмоциональный дефицит и отстраненность, чувство безразличия.Вас будет грызть беспричинное негативное отношение к своим коллегам и клиентам. Да и себя самоё вы будете воспринимать исключительно в черном цвете.
Остаться в живых
Чтобы снизить вероятность возникновения синдрома выгорания нужно в любом деле изначально ориентироваться на сотрудничество и компромисс. Чем лучше вы умеете общаться и договариваться, особенно в малых группах, тем меньше вероятность, что воз придется тянуть вам одному.
Если вы являетесь счастливым обладателем таких качеств, как социальная смелость, оптимизм, высокая мотивация и креативность подхода к решению профессиональных задач, то опасность «сгореть» вам грозит меньше других.И напротив, первыми «горят» люди с заниженной самооценкой, эмоционально неустойчивые, не умеющие сплотить команду единомышленников и организовать свое время. Уход от проблем тоже только усугубляет ситуацию. Еще один фактор риска выгорания - «размытость» личных целей и ценностей, консерватизм, негибкость моделей поведения.
Меры «пожарной безопасности»
Прежде всего займитесь расстановкой приоритетов. Беритесь только за то, с чем можете справиться. Не нужно оставаться на службе до ночи, появляться в офисе в выходные, работать без отпуска или во время болезни. Запомните: в первую очередь от этого страдает ваше здоровье и семья! Кстати, нелишне будет обсудить с начальником, за что именно вы отвечаете и как соотносятся вновь поступающие требования руководства с теми задачами, которые уже стоят перед вами. Согласитесь, по большому счету, работа является лишь источником дохода и средством самореализации, так что распределяйте силы разумно, они вам пригодятся в других, не менее важных точках приложения.
Далее о неудачах - каждый имеет право на ошибку. Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. И если ошибка произошла, занимаясь исправлением, не казните себя, а напомните об этом постулате себе и окружающим. Ничего нельзя исправить только в одном случае – когда человек умер. Из любой другой ситуации всегда есть выход.
У вас аврал, а шеф дает одно суперсрочное задание за другим? Скажите ему: «Я с удовольствием сделаю то, о чем вы просите. Но сейчас мне нужно выполнить это, закончить то и разобраться с вон тем. Как вы посоветуете мне поступить?» Так вы переложите ответственность за сроки со своих плеч, на плечи вашего руководителя. Тяжелые камни легче нести вместе.
Не пытайтесь угодить всем. Не бойтесь отказывать людям и идти на конфликт. Конечно же, говорить «нет» в ответ на просьбу не очень приятно, но без этого не обойтись. Если хорошие отношения держатся на постоянном соглашательстве одной из сторон, в них нет никакой ценности.
У большинства из нас есть свои способы, как снять напряжение. И хорошо, если это бег трусцой, тренажерный зал, хорошая книга, фильм или караоке. Секс и алкоголь для этой цели не подходят. Секс – потому что сам по себе является важной составляющей жизни, добавляющей в нее положительных эмоций. И если «использовать» его только как лекарство от стресса, то по сути – это только умалять его огромный позитивный потенциал. А алкоголь и вовсе приводит лишь к мнимому облегчению, забвению и при частом применении к новой зависимости. Уже алкогольной.
Пересмотрите свой распорядок дня: сон, отдых, физические нагрузки, еду. Здесь нет незначительных деталей. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты. Быстрые перекусы за рабочим столом не добавляют в офисную жизнь позитива. Возможно, придется проконсультироваться со специалистом, ведь питание должно быть здоровым и сбалансированным. Ограничьте потребление кофеина: шесть чашек кофе в день — и вам обеспечена аритмия. Устраивайте небольшие перерывы, выходите на прогулки. Отвлекитесь от рабочих проблем, пройдитесь пешком и вспомните о том, что за офисным окном бывает целых двенадцать разных месяцев!
Повернитесь лицом к близким. Ни директор, ни начальник отдела, ни тем паче офисный стол не подадут вам в старости пресловутый стакан воды. У человека должна быть семья. А проводя по 10-11 часов на работе, у вас только два варианта – или растерять свое ближайшее окружение, или не завести семьи вовсе. Ибо некогда. Человек – существо парное, и приоритет должны иметь семейные, а вовсе не деловые отношения.
И, наконец, помните: если вы переутомитесь, потеряете здоровье и утратите энтузиазм, наниматель заменит вас другим — молодым, сильным и амбициозным специалистом. Быть может, это остановит особо рьяных трудоголиков, бездумно расходующих лучшие годы своей жизни.
Высыпайтесь. Всегда. Это закон. Без комментариев.
Когда все вышеперечисленные средства уже не помогают, а при одной мысли о службе становится плохо, стоит взять тайм-аут. В качестве альтернативы попробуйте сменить сферу деятельности внутри своей же компании. Если вы вновь начали получать удовольствие от работы, оставайтесь и делайте то, что нравится. Если же никакого интереса так и не появилось, придется прибегнуть к более радикальным мерам. Каким? Каждый решает сам.
Вариантов множество, начиная от вновь приобретенного экстремального хобби типа автогонок или верховой езды до двух-трехмесячного отпуска, желательно с посещением экзотических стран, с последующей сменой места службы.В конечном итоге вы все равно вернетесь к работе, но она должна будет приносить удовольствие, иначе, считай, вся жизнь насмарку… Находите в себе силы вырываться из безумной рабочей гонки и заниматься чем-нибудь еще. Главное, чтоб не затянуло по новой.
Вместо послесловия
Когда я дописала эту статью, была глубокая ночь. Я испытала, не побоюсь этого слова, чувство радости и глубокого удовлетворения от сделанной работы. Согласитесь, это целый букет очень даже положительных эмоций. Так что, господа хорошие, как, зачем и сколько работать, каждый выбирает по себе. Следите только, чтобы на здоровье не отражалось.