Адаптация к первому классу
И каждый год одно и то же. Родители в панике: ведь скоро 1 сентября, моему ребенку в школу, как узнать, готов он или нет.
И тут начинается самое интересное. Когда провожу опрос, понимаю, что ребенок готов еще как, а вот родители совсем никак. Много переживают по поводу адаптации. Для многих детей и их родителей это важное событие, которое может привести к стрессу.
Игровая деятельность пока еще остается ведущей на некоторое время, учебная деятельность еще формируется, поэтому игра пока занимает большое место в жизни ребенка. Заранее начинайте перестраивать режим дня, чтобы начало учебного года не было слишком трудным из-за ранних подъемов.
Возможно, что у ребенка не все будет хорошо получаться в учебе. Не ругайте за это, а наоборот, подбодрите, помогите. Старайтесь сохранять дома спокойную эмоциональную атмосферу. Обязательно, ну очень важна школьная атрибутика (рюкзак, линейки, тетради, ручки, карандаши и др.). Пока для первоклашки – это суть учебного процесса. Вместе выбирайте красивые, стильные карандаши и ластики, ручки, пеналы. Предоставьте ребенку возможность выбрать все необходимое самому, даже одежду.
Внушайте ребёнку, что у него все получится.
Познакомьте ребёнка с будущей учительницей, проведите его в класс. По возможности позаботьтесь о том, чтобы он знал свое место заранее. Не стоит обсуждать при ребёнке учителей и говорить о потенциальных трудностях.Помните, что первоклассник все еще маленький ребенок, поэтому ему все еще необходимо играть, послушать на ночь сказку или колыбельную, посидеть на коленях. Не делайте сразу радикальные изменения в его жизни, не выкидывайте его игрушки.
Самодисциплина пока еще не доступна первокласснику, но ему уже задают самостоятельную работу на дом. Если ее постоянно выполнять с родителями, то самостоятельность не разовьется. В данном случае, родителям надо поддерживать ребенка, но не заменять его. Самостоятельность формируется постепенно: вначале родители помогают, поощряют, потом, когда родитель просто находится рядом при выполнении домашнего задания и просто проверяет. НО, если родители постоянно стоят над душой и говорят: «Делай, быстрее, делай хорошо, смотри сколько у тебя ошибок, торопись» … - самостоятельности тут не образуется. Потому что, роль самоконтроля взяли на себя родители.
Бывает, что учитель делает замечания вашему ребенку. Не стоит, сразу ругать ребенка и разочаровываться в нем. Ситуации бывают разными, и учитель не всегда видит все стороны.
Следите за своими эмоциями. Не стоит устраивать проводы в школу, будто Ваш ребёнок уходит на фронт.
Очень переживают родители за то, «как сложатся отношения с одноклассниками». Вы знаете, своего ребенка, его особенности. Если в общении со сверстниками у вашего ребенка есть затруднения, то, наверное, есть смысл поработать с психологом, который поможет ему преодолеть существующие барьеры. Что вы можете сделать сами? Это кружки и секции. Научите ребенка таким играм, в которые можно играть в помещении на перемене. Это поможет ему подружиться с другими детьми в классе.
Помните о себе, не забывайте и о своём эмоциональном состоянии. Спрашивайте себя — действительно ли то или иное событие стоит моей тревоги? Давайте себе и своему ребенку право на ошибку. Проводите с детьми время, посвящая его любимым и веселым занятиям. Выделяйте время и лично на себя, на то, что доставляет Вам удовольствие.
Ведь Ваше спокойствие и позитивный настрой в этот сложный период научат малыша адекватно на новые изменения, создадут прекрасную погоду дома, которая воодушевит, в которую захочется возвращаться после яркого и насыщенного дня.