О талантливом ребенке: как избежать ошибок в его развитии?
Согласно исследованиям психологов, распределение детей по уровню умственного развития таково:1. Умственно одаренные – 2% 2. Повышенные умственные способности – 15 – 16%3. Умственная норма – 65%4. Пониженные умственные способности – 15 – 16%5. Различные степени умственной дефективности – 4 – 5%
Понятно, что умственно одарённых от природы детей очень мало! Но ведь не все известные люди – только лишь одарённые с детства. В действительности подтверждается пословица: “Талант – это 1% способностей и 99% труда”.
Примером развития способностей благодаря огромному труду является Жаклин Дюпре. В 1949 году Жаклин было четыре года, когда она услышала по радио игру на виолончели и попросила купить ей этот инструмент. В шесть лет Жаклин уже выступала с концертами, а в пятнадцать стала лауреаткой премии “Куинз прайз” для музыкантов моложе 30 лет. По свидетельству дочери Мстислава Ростроповича Ольги, Жаклин Дюпре – это единственный “правильный” музыкант: “…я спросила Дюпре: “Много ли ты занимаешься?” - “Да, часов 6 - 7“ (она, кстати, неплохо говорила по-русски). Я говорю: “Как же - вот так каждый день? Почему так много?!” - “А потому что я очень люблю заниматься!” Я минут пять не могла поверить своим ушам…” (”Московский Комсомолец”, 26 марта 2010 года).
В возрасте 28 лет Жаклин поразил рассеянный склероз: отказали руки – самое святое для музыканта…
Но она далека от того, чтобы считать свою судьбу трагедией: “Я очень везучая. У меня была очень яркая, насыщенная событиями жизнь. Я любила виолончель, и она доставила мне много радостных лет. Ведь мне удалось сыграть весь существующий для виолончели репертуар. Нет ни одного произведения, написанного для виолончели, чтобы я не исполняла его. Мне очень повезло, что у меня было большое дарование, потому что оно и теперь меня кормит”.
Жаклин не сдаётся, снова и снова учится играть на виолончели непослушными пальцами, да ещё и обучает двух профессиональных музыкантов! “Откликайтесь на все, что вас привлекло или заинтересовало, - говорит она. - Тянитесь к этому, постигайте, наслаждайтесь и старайтесь любой ценой вызвать в себе этот интерес снова”.
Жаклин Дюпре – это пример мужества великой женщины. Но это ещё и пример того, что развивать талант ребёнка можно, если сам малыш этого хочет!
Нельзя его или её заставлять заниматься тем, к чему не возник интерес или нет никаких задатков. Родители иногда совершают насилие над чадом ради своего тщеславия, чтобы вырастить из ребёнка объект для гордости. Это насильственное “втаскивание” в рамки гениальности своего сына или своей дочки заканчивается порой весьма трагично для всей семьи и для ребёнка особенно: маленький человечек неожиданно разуверяется в собственных возможностях, перестаёт трудиться… и реальный талант не раскрывается позже, так как и интереса к той или иной деятельности, собственно, нет вовсе!
Одарённый ребёнок требует к себе особого отношения
Психолог Анна Беркан сформулировала правила общения с одарёнными детьми:
Понять ребенка и осознать его неординарность.Не игнорировать уникальность его данных.Не восторгаться им сверх меры.Не драматизировать неудачи.Не превращать жизнь ребенка в ралли “Дакар” и не перегружать его.Создать условия для поощрения таланта.Не проецировать на ребенка собственные интересы.Не культивировать необходимость преуспеть.Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.Создать ребенку атмосферу творчества, дабы его интерес к деятельности только возрастал.Учить терпению и поощрять за старания.Деликатно помогать ему.Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.Спокойно относиться к эмоциональным перепадам и учить владеть эмоциями.Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности.Все делать, что от вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценкуНе возвышать его над остальными детьми в семье.Не противопоставлять другим детям в коллективе и не разжигать ревность.Уделять внимание физической активности ребёнка.Всё время ободрять малыша!