Мы не понимаем друг друга: как найти общий язык с подростком
Подростковый возраст – самый тяжелый период для родителей и их детей. Ребенок стремится вырваться из семейного гнезда, ощущает пьянящий вкус свободы, бросается в омут удовольствий с головой и учится принимать самостоятельные решения.
«Мы не понимаем друг друга. Как найти общий язык с подростком» – ликбез для мам и пап от французского психотерапевта Изабель Филльозы. Автор подробно описывает специфику каждого возраста, через который проходит подросток, дает возможность понять психологические и физиологические процессы, стоящие за его поведением, а также помогает изменить атмосферу в семье и улучшить качество вашей связи.
Первые признаки появляются в 11 лет. В 13 лет сомнений не остается: ребенок входит в подростковый возраст, который неизбежно обернется для родителей бесчисленными трудностями и переживаниями. «Я ее не узнаю», «Куда подевался мой любимый сыночек?» — ребенок готовится навсегда вырваться из гнезда, учится сам принимать решения (пусть и не всегда правильные) и мало заботится о том, как это скажется на его близких.
Родителям трудно заранее адаптироваться к ожидающим их «американским горкам». Каждый период перестройки сопровождается отступлением от достигнутого, дезорганизацией и тоской. Мы можем быть уверены лишь в одном: на всем пути к самостоятельности подросток подпитывается нашей безусловной любовью, которая позволяет задействовать ресурсы, необходимые для его развития.
«Мы не понимаем друг друга» известного французского психотерапевта Изабель Филльозы — это возможность подготовиться к самому непростому периоду в жизни вашего ребенка. Для того чтобы миновать этот этап с минимальными рисками, нашим подросткам необходимо, чтобы мы были рядом, на их стороне, а не занимали позицию противостояния лицом к лицу. Делимся 5 советами из книги.
Сила эмпатии
Слушать — это в основном означает слышать эмоции. Когда подросток говорит нам о своей проблеме, мы склонны сосредотачиваться на фактах, спрашивать подробности, стремиться понять ситуацию... Но сначала подростку просто нужно поговорить, высказаться, может быть, поплакать.
Реагируйте спокойно
Для того чтобы быть в состоянии выслушать, что переживает наш подросток, не принимая это близко к сердцу, мы можем использовать технику воображаемой чаши: мы визуализируем эмоции подростка как жидкость, она ищет выход и льется в емкость, которую мы мысленно ставим перед собой. Это избавляет нас от того, чтобы принимать его эмоции близко к сердцу и даже «принимать на себя» его возможную агрессию.
Сила свободы
Когда человек имеет возможность сам себя изучать, рисковать, падать, снова подниматься, не подвергаясь осуждению, он постепенно обретает уверенность в своих навыках. Свобода дает безопасность, потому что позволяет развивать свою собственную силу, ощущать свою мощь. Мы говорим здесь о подлинной свободе, то есть о свободе, основанной на безопасной эмоциональной связи. Когда родитель говорит: «Делай, что хочешь, мне все равно», — это уже не свобода, а отсутствие безопасной связи. Чтобы развить у подростка чувство ответственности и способность к ситуационному анализу, мы можем заставить его задуматься, побудить к решению проблем, включающих аспекты настоящего и возможного будущего, а также влияния его поведения на других людей, а также на себя.
Подавайте пример
Подражание — великолепная манера обучения. Демонстрация примера эффективнее тысячи слов. Высказывая вслух то, что мы делаем, мы помогаем подростку интегрировать наше сообщение. Давайте соединим речь с жестом и воспользуемся каждым моментом для обучения управлению стрессом, регулированию агрессивных импульсов, организации, назначению встреч и искренней вежливости.
Сила приятия
Приятели выслушивают их мечты, не давая практических советов, поэтому с ними они охотно разговаривают часами! Подросток делится с нами своей проблемой. Почти автоматически, потому что мы считаем себя ответственными за решение всех его проблем, потому что не хотим, чтобы он страдал, мы спешим навязать ему наши мнения, объяснения, советы и решения. А как же иначе, ведь мы многое знаем лучше. Вот именно! Пора замолчать, чтобы дать ребенку возможность учиться, открывать, экспериментировать.