Такое коварное плоскостопие
Диагноз плоскостопие нередко появляется в детских амбулаторных карточках. Порой родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям, ведь плоскостопие – серьезная и коварная патология, которая ускоряет износ практически всего опорно-двигательного аппарата.
Что такое плоскостопие и как оно жизнь портит?В норме наша стопа имеет два свода – продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Оба свода предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе. При плоскостопии происходит уплощение сводов стопы и, как следствие, полная потеря всех ее рессорных (амортизирующих) функций. В этом случае тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник, а также суставы ног (голеностопный, коленный, тазобедренный). По своей природе они для этой функции не предназначены, поэтому справляются с ней довольно плохо и быстро выходят из строя. В итоге это может привести к развитию таких заболеваний, как артроз, сколиоз, варикозное расширение вен.Вообще список осложнений при плоскостопии весьма внушителен. Это:
боли в стопах, коленях, бедрах, спине;неестественная «тяжелая» походка и осанка, косолапие при ходьбе;непропорционально развитые или недоразвитые мышцы ног;заболевания стопы (вальгусная деформация 1-го пальца стопы – «косточка» на большом пальце, вальгусная или варусная деформация всей стопы, искривление пальцев стопы, пяточные шпоры, мозоли, невромы);болезни коленных суставов (деформирующий артроз, воспаление менисков, разболтанность коленного сустава);болезни таза (коксартроз);болезни позвоночника (остеохондроз, искривления, грыжи межпозвоночных дисков, радикулит);развитие вросшего ногтя.Плоскостопие может быть
продольным (уплощение продольного свода стопы) поперечным (распластанность переднего отдела стопы).Если имеется уплощение продольного и поперечного свода, говорят о комбинированном плоскостопии. У детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касаетсяпола. Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться 5-6 лет, так как, во-первых, до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп и частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению; во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы пока заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. Продольное плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания встречается редко и является следствием внутриутробных пороков развития. Выявляют ее уже в роддоме и лечение проводят с первых дней жизни: деформацию поэтапно исправляют с помощью гипсовых повязок (если это не помогает, прибегают к хирургическому вмешательству).Что касается приобретенного продольного плоскостопия, то оно может быть:
Травматическим. Возникает после переломов костей стопы и голеностопного сустава. Частичное или полное повреждение связок при подобной травме, а также длительное пребывание ребенка в гипсовой повязке способствуют уплощению сводов стопы.Паралитическим. Возникает на почве нарушений центральной или периферической нервной систем (чаще – последствия полиомиелита).Статическим. Это наиболее распространенная форма патологии. Возникает из-за перегрузок при значительном увеличении массы тела (как правило, при ожирении, эндокринных нарушениях).Рахитическим. Возникает при избыточной эластичности связок и ослаблении мышц сводов стопы. Причиной может послужить недостаток витаминов и микроэлементов (при рахите или общем истощении, а также при врожденной патологии соединительной ткани).ЛечениеЛечить плоскостопие довольно сложно, особенно при далеко зашедшей патологии. Полное излечение плоскостопия возможно только в детстве, вот почему так важно вовремя «захватить» болезнь. Для терапии детского плоскостопия применяются щадящие методы лечения. Предпочтительны физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, мануальная терапия и особый массаж. Медикаменты назначаются в крайнем случае, так как вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а наоборот, могут его усугубить. Также используются особые методики, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы и улучшают ее кровоснабжение; оказывается мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат, проводится корректировка возникшей деформации стопы и голеностопа.
Кроме того, ребенку, страдающему плоскостопием, ортопед обязательно назначает для ношения специальную обувь: подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге, с небольшим каблучком. Стельки-супинаторы также подбираются индивидуально, с учетом формы стопы.Вообще, ношение некачественной обуви приводит к возникновению большинства болезней стопы, в том числе и плоскостопия. Поэтому детская и подростковая обувь должна быть не только красивой и практичной, но еще обязательно комфортной, изготовленной из гигиенических и высокотехнологичных материалов. Очень важно, чтобы при изготовлении обуви для детей использовались анатомически правильные формы. В носовой части обувь не должна зажимать или ограничивать в движении большой палец. В основной подошве обуви должна присутствовать гибкая влагопоглащающая стелька. В самой верхней части стельки, где она непосредственно соприкасается со стопой, желательна не жесткая поверхность с антибактериальными свойствами.Родителям необходимо помнить, что только своевременное лечение и профилактика могут вернуть их ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности.
Гимнастика при плоскостопииКомплекс 1
Исходное положение – сидя на стуле, ступни – на полу.Поджимать пальцы стоп, повторить 3-5 раз; не отрывая пяток от пола, поочередно приподнимать ступни на себя (3-5 раз); не отрывая кончиков пальцев от пола приподнимать пятки (3-5 раз); поочередно приподнимать только большие пальцы стоп (3-5 раз); поочередно приподнимать все пальцы, ступни при этом слегка повернуты внутрь, пятки не отрывать от пола (3-5 раз).
Комплекс 2
Исходное положение – сидя на стуле, ступни – на полу. Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх (3-5 раз). Повторить то же самое большим пальцем левой ноги (3-5 раз). Можно усложнить упражнение и пытаться большим пальцем правой ноги натянуть гольф на голень левой ноги. Затем поменять ноги.
Комплекс 3
Исходное положение – сидя на стуле, одна ступня – на мяче, другая на полу.Ступней, находящейся на мяче, покачивать его влево-вправо, вперед-назад,3-5 раз. Ноги поменять и упражнение повторить. Далее захватить мяч ногамии удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз).
Комплекс 4
Исходное положение – сидя на стуле. Под стопы или около них можно положить кусок ткани, мелкие предметы (шашки, элементы детского конструктора, речную гальку и т.п.), скалку. Задача: кончиками пальцев собрать ткань, захватить и переместить мелкие предметы, покатать скалку. Также, скалку можно покатать всеми стопами.
Комплекс 5
Исходное положение – стоя. Вставать на кончики пальцев (приподниматься на носочках) 3-5 раз. Поворачивать стопы внутрь (3-5 раз). Совершать ходьбу на месте. Пройти вперед, встав на внешние края стоп. Пройти по черте.
Комплекс 6
Исходное положение – стоя. Приседать, не отрывая пяток от пола (3-5 раз). Шагать по перекладинам или босиком походить по безопасной неровной, бугристой поверхности (в том числе по жесткой траве, рыхлой почве, асфальту, песку, камням и мелкой гальке). Также можно балансировать на мяче (Но при этом взрослые должны обязательно страховать ребенка!).