План развития детей
Всем привет, я многодетная мама, в своих статьях я рассказываю, как воспитываю и развиваю своих детей.
Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях. Там же жду рассказ о вашем опыте и интересных занятиях.
Поехали?
Сегодня мы подробно рассмотрим список тех занятий, которым я уделаю особое внимание. Такой список удобен для составления плана занятий, чтобы случайно не уйти только в один аспект или упустить что-то, что важно в определенном возрасте. Скажем так – шпаргалка для мамы.
В настоящее время у меня уже есть опыт творческих занятий и развивающих с ребенком (старшей дочке 5 лет, начали заниматься когда дочке было с 1,5 год) и теперь, я занимаюсь с двойняшками (2 года) и о многом уже прекрасно знаю и успешно использую.
Пусть перечень вас не пугает, можно заниматься в день развивая различные направления, так как усадить за занятия ребенка, особенно когда он маленький, очень сложно.
Например, с двойняшками мы занимаемся по 10-15 минут, конечно же тем, что для них интересно. Я пока не даю самостоятельно работать с пластилином (могут пожевать), с карандашами (изрисовать стены, пол), эти занятия проходят совместно. А вот с бумагой или наклейками им очень нравится играть и тут они уже самостоятельно занимаются.
А вот со старшей дочкой и час и два можем заниматься, если очень увлечет ее, то и больше, причем за день разные занятия (творчество, моторика, физкультура и т.д.). Тут уже она может открывать что-то новое и если сначала ей может не понравиться, то разобравшись появляется интерес.
Обычно занятия в будни проходят с двойняшками до дневного сна или после обеда. Главное чтобы ребенок был в настроении, не болел, не капризничал. А со старшей иногда занимаемся вечером после сада, но чаще на выходных.
И главное, все проходит, не как в школе, а в игровой форме.
Развитие и занятия я подразделяю по значимости и по тому что интереснее детям, конечно же у вас пункты могут меняться, итак расскажу чем мы занимаемся с детьми. В этой статье краткий перечень, так сказать план. В следующих статьях подробно остановлюсь на каждом пункте.
Мелкая моторика
Неотъемлемой и важной частью развития ребенка является мелкая моторика, которая способствует не только физическому развитию, но и умственному. Например, я замечаю, что когда мы занимаемся проявляются существенные скачки в развитии (начинают болтать, лучше и четче говорить, изъясняться жестами).
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. /ВикипедияЧто мы делаем для развития мелкой моторики:
Пересыпать, щупать, сортировать-перебирать, нанизывать на веревку (делать бусики, браслеты), различные поделки:- Крупа (гречка, пшено, рис, овес и т.д., на что фантазии хватит и какая дома имеется), - Бобовые (горох, фасоль), - Макароны (тоже различные виды) - Семечки (тыква, подсолнух)
Рвать и резать Застегивать, открывать, закрывать, откручивать (крышки, защелки, щеколды, прищепки, пуговицы, застежки, петельки, кнопки)Сенсорные коробочки Шнуровки разные, а так же вязание по бумагеПесок (куличики, секретики)Конструкторы, кубики, блокиПальчиковые занятия, игры, массаж (потешки, стишки, гимнастика пальчиковая, игры)Пирамидки, сортеры, мозайкиТворчество
Творчество занимает важное место в нашем развитии, пожалуй его больше всего присутствует, потому что дочкам очень нравится что-то придумывать, сооружать, создавать. Причем ребенок занимаясь творчеством не только познает мир, открывает для себя новое, но и само выражается, привносит свое, делает что-то новое.
Какие аспекты у нас входят в занятия творчеством:
Рисование (картинки, поделки, ладошки, отпечатки, подручные материалы, раскрашивать фигуры и другое):- Краски: акварель, гуашь, пальчиковые краски - Карандаши: обычные, восковые, пастель, масляные - Фломастеры: обычные, водные, штамповые, распыляющиеся, кисти - Мелки - Соль и краски
Лепка (отщипывать кусочки, катать шарики, трубочки, фигурки и т.д.):- Пластилин : обычный, восковой, резиновый (прыгающий), шариковый, плей доо- Полимерная глина, обычная глина, керамическая масса- Тесто: масса для лепки и домашние (могу рассказать как сделать самим)
Аппликации (фигуры, картинки, рваные кусочки, )Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)Трафареты (обводить фигуры)Раскраски (обычные, водные, цифровые-цветовые, дорисуй картинку, по точкам и т.д.)Штампы, печатиПоделки (елочные игрушки, шары, папье-маше, делаем снег.)Картины из песка, картины из цветных наклеекДалее уже без описания, потому что и так понятно, это значимые пункты умственного развития ребенка.
Развитие речи, чтение, математика
- Изучение: цифры, буквы и чтение слогов разными способами, чтение вывесок, фигуры, цвета, размеры, объемы, вес, длина.
- Счет предметов, сопоставление цифры и количества.
- Вставлять слово или фразу в стишок, загадки, пословицы, поговорки, стишки.
- Книги самые разные (сказки, рассказы с наводящими вопросами, специальные с ошибками).
- Мультики, обучающие фильмы, аудиосказки, песенки.
Логика
- Различные методики (карточки Домана и Умница, методика Шичида, Зайцева, Никитина)
- Домино, лото, шашки, шахматы
- Паззлы, разрезные картинки, наклейки (подбор формы)
- Учим ребенка понимать что лишнее и находить, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти лишнее, найти похожее, последовательности, противоположности и прочее)
Тактильные ощущения, вкусы, запахи, звуки
- Ощупывать – различные ткани, бумага, ленты, предметы разные на ощупь (пусть ребенок узнает предмет на ощупь)
- Угадывать запахи и вкусы
- Слушаем музыку (классика, народная) , слушать и петь песенки
Центры раннего развития
Далее все что помогает ребенку адаптироваться в нашу жизнь и быть готовым и социально активным в общении и контактах с другими людьми.
Ролевые игры и игрушки
- Доктор, пациент
- Продавец, покупатель
- Повар, кондитер
- Приглашение в гости (приготовить еду, накрыть стол, покормить, навести порядок, помыть посуду)
- Парикмахер, клиент
- Мама и малыш (одеть, поменять подгузник, переодеть, накормить, искупать, уложить спать)
- Куклы (пластиковые, тряпичные, резиновые, бумажные)
- Кукольные домики
- Кукольный театр
- Транспорт (машинки, самолет, вертолет и прочие)
- Айпад
- Игры в воде и ванной
Окружающий мир
- Осознание личности (имя, фамилия, отчество, возраст, пол, измерения - рост, вес)
- Семья (кого как зовут, кто есть кто) – рассказы, фотографии
- Дом (кухня, ванна, туалет, спальня, балкон и т.д.) уборка дома, мытье посуды, готовка
- Предметы и их назначение. (одежда, обувь).
- Еда (что съедобное, что нет).
- Животные (домашние, дикие), детеныши, семейство, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки, видео)
- Календарь (месяцы, времена года)
- Время, дни недели, время приема пищи, режим дня и распорядок
- Погода и явления
- Праздники, традиции
- Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)
Культура и этикет, социальные навыки
- Семейные ценности и традиции
- Поведение за столом
- Забота о родных, близких (узнать как дела? Как здоровье)
- Забота о животных (кормушки делать и кормить
Физическое развитие
Не маловажный пункт в развитии ребенка, помогающий быть здоровым, сильным, крепким – физическое развитие
- Перевороты, кувырки
- Ползание (на перегонки, назад, вперед)
- Ходьба (по кругу, от стенки, по бордюру, ходить на руках)
- Бег (догонялки, с препятствиями, перегонки, гоу-стоп)
- Игры с мячом (передаем, кидаем, катаем, носим, ловим, передаем)
- Прыжки (через препятствия, резинки, классики, скакалка)
- Лазанье (диван, тоннель, перекладины на площадке)
- Массаж ступни, спина (массажные коврики (паззлы), камушки, ходим на цыпочках, на пяточках, на боках ступней, «рельсы-рельсы…», босиком по травке, по песку)
- Танцы (под песенки, хоровод
- Гимнастика, зарядка
- Плаванье
- Самокат, велосипед, ролики
- Активные игры (салки, прятки)
- Прогулки
Напишите о чем подробно рассказать в первую очередь.