Все для твоей семьи Family365.ru

​План развития детей

Всем привет, я многодетная мама, в своих статьях я рассказываю, как воспитываю и развиваю своих детей.

Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях. Там же жду рассказ о вашем опыте и интересных занятиях.

Поехали?

Сегодня мы подробно рассмотрим список тех занятий, которым я уделаю особое внимание. Такой список удобен для составления плана занятий, чтобы случайно не уйти только в один аспект или упустить что-то, что важно в определенном возрасте. Скажем так – шпаргалка для мамы.

В настоящее время у меня уже есть опыт творческих занятий и развивающих с ребенком (старшей дочке 5 лет, начали заниматься когда дочке было с 1,5 год) и теперь, я занимаюсь с двойняшками (2 года) и о многом уже прекрасно знаю и успешно использую.

Пусть перечень вас не пугает, можно заниматься в день развивая различные направления, так как усадить за занятия ребенка, особенно когда он маленький, очень сложно.

Например, с двойняшками мы занимаемся по 10-15 минут, конечно же тем, что для них интересно. Я пока не даю самостоятельно работать с пластилином (могут пожевать), с карандашами (изрисовать стены, пол), эти занятия проходят совместно. А вот с бумагой или наклейками им очень нравится играть и тут они уже самостоятельно занимаются.

А вот со старшей дочкой и час и два можем заниматься, если очень увлечет ее, то и больше, причем за день разные занятия (творчество, моторика, физкультура и т.д.). Тут уже она может открывать что-то новое и если сначала ей может не понравиться, то разобравшись появляется интерес.

Обычно занятия в будни проходят с двойняшками до дневного сна или после обеда. Главное чтобы ребенок был в настроении, не болел, не капризничал. А со старшей иногда занимаемся вечером после сада, но чаще на выходных.

И главное, все проходит, не как в школе, а в игровой форме.

Развитие и занятия я подразделяю по значимости и по тому что интереснее детям, конечно же у вас пункты могут меняться, итак расскажу чем мы занимаемся с детьми. В этой статье краткий перечень, так сказать план. В следующих статьях подробно остановлюсь на каждом пункте.

Мелкая моторика

Неотъемлемой и важной частью развития ребенка является мелкая моторика, которая способствует не только физическому развитию, но и умственному. Например, я замечаю, что когда мы занимаемся проявляются существенные скачки в развитии (начинают болтать, лучше и четче говорить, изъясняться жестами).

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. /Википедия

Что мы делаем для развития мелкой моторики:

Пересыпать, щупать, сортировать-перебирать, нанизывать на веревку (делать бусики, браслеты), различные поделки:

- Крупа (гречка, пшено, рис, овес и т.д., на что фантазии хватит и какая дома имеется), - Бобовые (горох, фасоль), - Макароны (тоже различные виды) - Семечки (тыква, подсолнух)

Рвать и резать Застегивать, открывать, закрывать, откручивать (крышки, защелки, щеколды, прищепки, пуговицы, застежки, петельки, кнопки)Сенсорные коробочки Шнуровки разные, а так же вязание по бумагеПесок (куличики, секретики)Конструкторы, кубики, блокиПальчиковые занятия, игры, массаж (потешки, стишки, гимнастика пальчиковая, игры)Пирамидки, сортеры, мозайки

Творчество

Творчество занимает важное место в нашем развитии, пожалуй его больше всего присутствует, потому что дочкам очень нравится что-то придумывать, сооружать, создавать. Причем ребенок занимаясь творчеством не только познает мир, открывает для себя новое, но и само выражается, привносит свое, делает что-то новое.

Какие аспекты у нас входят в занятия творчеством:

Рисование (картинки, поделки, ладошки, отпечатки, подручные материалы, раскрашивать фигуры и другое):

- Краски: акварель, гуашь, пальчиковые краски - Карандаши: обычные, восковые, пастель, масляные - Фломастеры: обычные, водные, штамповые, распыляющиеся, кисти - Мелки - Соль и краски

Лепка (отщипывать кусочки, катать шарики, трубочки, фигурки и т.д.):

- Пластилин : обычный, восковой, резиновый (прыгающий), шариковый, плей доо- Полимерная глина, обычная глина, керамическая масса- Тесто: масса для лепки и домашние (могу рассказать как сделать самим)

Аппликации (фигуры, картинки, рваные кусочки, )Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)Трафареты (обводить фигуры)Раскраски (обычные, водные, цифровые-цветовые, дорисуй картинку, по точкам и т.д.)Штампы, печатиПоделки (елочные игрушки, шары, папье-маше, делаем снег.)Картины из песка, картины из цветных наклеек

Далее уже без описания, потому что и так понятно, это значимые пункты умственного развития ребенка.

Развитие речи, чтение, математика

- Изучение: цифры, буквы и чтение слогов разными способами, чтение вывесок, фигуры, цвета, размеры, объемы, вес, длина.

- Счет предметов, сопоставление цифры и количества.

- Вставлять слово или фразу в стишок, загадки, пословицы, поговорки, стишки.

- Книги самые разные (сказки, рассказы с наводящими вопросами, специальные с ошибками).

- Мультики, обучающие фильмы, аудиосказки, песенки.

Логика

- Различные методики (карточки Домана и Умница, методика Шичида, Зайцева, Никитина)

- Домино, лото, шашки, шахматы

- Паззлы, разрезные картинки, наклейки (подбор формы)

- Учим ребенка понимать что лишнее и находить, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти лишнее, найти похожее, последовательности, противоположности и прочее)

Тактильные ощущения, вкусы, запахи, звуки

- Ощупывать – различные ткани, бумага, ленты, предметы разные на ощупь (пусть ребенок узнает предмет на ощупь)

- Угадывать запахи и вкусы

- Слушаем музыку (классика, народная) , слушать и петь песенки

Центры раннего развития

Далее все что помогает ребенку адаптироваться в нашу жизнь и быть готовым и социально активным в общении и контактах с другими людьми.

Ролевые игры и игрушки

- Доктор, пациент

- Продавец, покупатель

- Повар, кондитер

- Приглашение в гости (приготовить еду, накрыть стол, покормить, навести порядок, помыть посуду)

- Парикмахер, клиент

- Мама и малыш (одеть, поменять подгузник, переодеть, накормить, искупать, уложить спать)

- Куклы (пластиковые, тряпичные, резиновые, бумажные)

- Кукольные домики

- Кукольный театр

- Транспорт (машинки, самолет, вертолет и прочие)

- Айпад

- Игры в воде и ванной

Окружающий мир

- Осознание личности (имя, фамилия, отчество, возраст, пол, измерения - рост, вес)

- Семья (кого как зовут, кто есть кто) – рассказы, фотографии

- Дом (кухня, ванна, туалет, спальня, балкон и т.д.) уборка дома, мытье посуды, готовка

- Предметы и их назначение. (одежда, обувь).

- Еда (что съедобное, что нет).

- Животные (домашние, дикие), детеныши, семейство, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки, видео)

- Календарь (месяцы, времена года)

- Время, дни недели, время приема пищи, режим дня и распорядок

- Погода и явления

- Праздники, традиции

- Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)

Культура и этикет, социальные навыки

- Семейные ценности и традиции

- Поведение за столом

- Забота о родных, близких (узнать как дела? Как здоровье)

- Забота о животных (кормушки делать и кормить

Физическое развитие

Не маловажный пункт в развитии ребенка, помогающий быть здоровым, сильным, крепким – физическое развитие

- Перевороты, кувырки

- Ползание (на перегонки, назад, вперед)

- Ходьба (по кругу, от стенки, по бордюру, ходить на руках)

- Бег (догонялки, с препятствиями, перегонки, гоу-стоп)

- Игры с мячом (передаем, кидаем, катаем, носим, ловим, передаем)

- Прыжки (через препятствия, резинки, классики, скакалка)

- Лазанье (диван, тоннель, перекладины на площадке)

- Массаж ступни, спина (массажные коврики (паззлы), камушки, ходим на цыпочках, на пяточках, на боках ступней, «рельсы-рельсы…», босиком по травке, по песку)

- Танцы (под песенки, хоровод

- Гимнастика, зарядка

- Плаванье

- Самокат, велосипед, ролики

- Активные игры (салки, прятки)

- Прогулки

Напишите о чем подробно рассказать в первую очередь.