Кризис подросткового возраста, или что происходит в это время с ребенком
В психологии этот период не зря называют «кризисом». Кризис означает, что нечто старое должно уйти, а нечто новое — появиться. И подросток переживает трудности этих перемен для того, чтобы выполнить ряд важнейших для всей его последующей жизни психологических задач.
Отделиться от родителей . Отделиться — не принять все то, что предлагают, и сделать так, как хочется самому
Понять,себя. Что можешь в этой жизни, а что нет. Что получается у тебя лучше, чем у других, а что — хуже.
Понять мир других. Узнать в чем секреты общения с мужчинами и женщинами. Как построить отношения.
Выполнение этих задач совершенно невозможно без того, чтобы:
негативно относится к предложениям взрослых. пытаться решать что-то самому, даже если решение уже кто то принял ввязываться в разные истории, чтобы проверить, насколько ты силен, способен и стоек; пристально вглядываться в свою внешность, понимая, что красота или привлекательность значительно увеличивают шансы быть принятым и любимым; активно контактировать с противоположным полом, узнавая другие миры самыми разными способами; много общаться с себе подобными, понимая, что тыне один и у них все те же проблемы.И. Млодик говорит, что взрослые значительно лучше понимали бы своих «кризисных» детей, если бы знали, что выполнение этих важных психологических задач неизбежно сопровождается сильными чувствами. Это прежде всего:
Агрессия. Отделение невозможно без злости. Любовь — это слияние. Злость — это отделение. Подросток не может проявлять любовь к своим родителям, даже если любит их. Он обречен на проявление всего спектра агрессивных чувств. Он вернется к любви родителям, но чуть позже. А пока его задача — отделиться.Страх. Подросток многого боится: быть не принятым своим подростковым сообществом, потому что тогда ему почти некуда идти. Боится не соответствовать критериям своей компании, иначе также будет отвергнут. Боится, что его никто не заметит, и одновременно побаивается быть замеченным, что его любовь отвергнут, но не меньше боится того, что ее примут и с этим надо будет что-то делать. Он боится унижения и страдает от непризнания в нем взрослого.Стыд. Подросток часто стыдится своего тела, к которому не успевает привыкнуть: так быстро оно меняется. Он так хочет быть красивым и неотразимым, потому что это увеличивает шансы принятия его другим полом, но видит зачастую (не без помощи взрослых) только недостатки, что увеличивает его стыд, его мучения и переживания.Тревога. Беззаботное и счастливое детство закончилось. Начинается взрослая жизнь. Как она сложится? Что в ней мне уготовано? Справлюсь ли? Неопределенность рождает тревогу. Подросток тревожится гораздо больше, чем нам, взрослым, кажется. Только не всегда умеет распознавать тревогу. Она чаше выливается в его раздражении или полном уходе в себя.Многие родители, вспоминая себя в этом возрасте, говорят о том, что у них никакого кризиса не было. Они продолжали успешно учиться в школе, слушались старших, готовились в институт. «Тем хуже для вас», — говорю я им.
Хуже кризиса может быть только его отсутствие!!!!Можно конечно запретить подростку исследование своих возможностей, но тогда он просто не реализует свои поставленные для его возраста задачи. Если в этот период подросток не сможет отделиться от родителей, то в последующем это будет очень тяжело.
Ирина Млодик говорит, что в подростковом возрасте на кризис уходит пара лет, а если его удалось «проскочить», то потом это может занять неопределенное количество времени. Это как ветрянка, которой легко болеешь в детстве, а в более взрослом возрасте она проходит тяжело и с осложнениями.
Кризис подросткового возраста, или что в это время чувствуют родители