Мир слепых людей
Каждый день, открывая глаза, мы встречаемся с миром одним из наших основных чувств – зрительным восприятием. Для большинства это обыденное явление, и ничего кроме тусклых красок очередного унылого рабочего дня мы не видим, не ценим и не пытаемся разглядеть. Потому что привыкли.
Природа жестока, но мудра. Если человек лишен или утратил одно из чувств, компенсаторные способности других, восполняющих дефицит информации об окружающем мире, возрастают. Незрячие и слабовидящие люди, как правило, обладают чутким слухом и чувствительными пальцами для осязания. Эти качества и кладут в основу воспитания детей, с рождения имеющих сильные дефекты зрения.
Чудный мир
Основной упор при обучении таких детишек сначала делается на адаптацию и знакомство с окружающим – это тренировка вестибулярного аппарата, развитие тактильных ощущений и звуковых анализаторов. «Поездки» с мамой в кенгуру, первая физкультура тренируют положение тела в пространстве. Руками малыш учится «видеть мир», различать фактуру, текстуру, температуру, форму предметов.
Однако важнейшим чувством у незрячего малыша-дошкольника остается слух. Образы, созданные слухом, дают возможность научиться реагировать на звуковые сигналы, соотносить их с окружающими предметами или происходящими явлениями, событиями. Затем в соответствии с полученной информацией организовывать свое поведение.Звуки, раздающиеся «дальше - ближе», «направо - налево» учат ориентации в пространстве. Богаты информацией бытовые звуки (телефон, микроволновка, машина, игрушка), звуки природы (голоса птиц и зверей, звук водопада, ветра и т.д.). Все это дает практический опыт восприятия, стимулирует речевое развитие и тягу к социальному общению.
Чуткие пальцы
По мере взросления возрастает роль осязания. Именно оно становится главным направлением получения не только опытных, но и абстрактных знаний, потому что осязание дает возможность незрячему человеку научиться читать.
История развития образовательных систем для слепых и слабовидящих уходит корнями в средние века: монастыри для ослепших рыцарей-крестоносцев стали первыми приютами для незрячих с рождения.В середине XVIII века этой проблемой занялся французский педагог Валентин Гаюи. Он первым открыл школу и рабочие предприятия для слепых. Ему же принадлежит и первый выпуклый шрифт для чтения руками. После шрифта Гауи последовали упрощенный шрифт Олстона, угловой шрифт доктора Моона – они были удобны для людей, ослепших уже после знакомства с чтением и письменностью. Однако самым известным стал шрифт потерявшего зрение в детстве Луи Брайля. Его система точечного отображения букв и цифр (1829 год) оказалась наиболее простой для восприятия незрячими людьми.
Время и наука подтвердили верное направление, принятое наставниками людей с проблемами в зрении. Сейчас все дети, страдающие слепотой, успешно проходят обучение по системе Брайля.А группой ученых университета Эмори установлено, что при ощупывании букв пальцами наряду с осязательными центрами мозга активно работают зрительные – причем точно так же, как у людей, читающих текст глазами!
Уже появились первые компьютеры для незрячих, в разработке – игры и тренажеры, стимулирующие развитие всех сенсоров, включая и зрительные импульсы.
Любой незрячий или слабовидящий человек отдал бы все за возможность хоть на миг окинуть взглядом все богатство и многообразие окружающего мира. Увидеть то, о чем он только мог слышать, оценить то, что представляется ему в фантазиях, познакомиться воочию с тем, что познано лишь на ощупь.Кто знает, может быть недалек тот час, когда зрительный анализатор слепого человека проявит свою активность под действием новых компьютерных виртуальных технологий, ведь исследования в этом направлении уже ведутся.