Познаем мир вместе с малышом. Раннее развитие ребенка
Всего несколько лет назад по поводу раннего развития кипели бурные страсти: противники заявляли, что оно лишает малышей детства, а сторонники лелеяли надежды взрастить гениев.
Сегодня родители поняли, что раннее развитие по большому счету просто своевременное, а в любых занятиях нужно следовать за ребенком и опытным психологом-педагогом. Вот и мы поступили как заботливые родители – обратились за помощью к профессионалу – педагогу-психологу центра обучения и развития Альбине Гимадутдиновой. Она и поделилась с нами опытом общения и занимания детишек до трех лет.
Первый вопрос, когда вы решаете заняться ранним развитием ребенка – кому вы его отдаете? Необходимо выбрать квалифицированного специалиста с хорошим уровнем подготовки, чтобы родители смогли ему полностью доверять. На данный момент существуют центры, которые готовят таких специалистов, курсы повышения квалификации педагогов, которые занимаются с дошкольниками.
Направленность раннего развития определяется возрастом ребенка.На сегодняшний день в специализированных центрах принимают на занятия детишек, начиная с грудничкового возраста – от полугода. Чем меньше возраст, тем меньше количество детей в группе – по такому принципу построено деление. В 2-3 года ребенок еще мало социализирован, тем более, что сейчас не все родители предпочитают отдавать ребенка в детские сады. Для трехлетних малышей – группа из 6-7 человек.
Главная работа
Основное занятие любого ребенка – это игра – именно поэтому все занятия, направленные на раннее развитие, должны строиться на игре. Играя, ребенок проявляет интерес к занятиям и только после этого приобретает желаемый опыт.
Занятия, направленные на развития младенцев отличаются от того, как мы, взрослые, привыкли подходить к развитию и воспитанию детей.Творческие способности важно в себе открыть и ребенку, и маме. У женщины ведь жизнь после родов очень резко меняется: до минимума сужается круг общения, все свое время и все старания она посвящает исключительно малышу. Для некоторых мам это бывает достаточно сложным, а по-новому общаясь с ребенком на занятиях, мама открывает в себе новые ресурсы.
Песенки – для самых маленьких
В таком маленьком возрасте фактически занятия проводятся мамами малышей: мама пропевает песенки, мама выполняет различные упражнения, и на первый взгляд может показаться, что малыш ничего не воспринимает. Но на самом деле родители замечают, что когда они делают эти упражнения дома, то ребенок проявляет интерес, кое-что старается повторять.
Пойте малышу дома! Пойте песенки-потешки, играйте с ребенком в ладушки-хлопушки – на все это дети очень открыто реагируют.Ребенок, особенно такой маленький, развивается каждую минуту. Если каждый день петь ребенку одну и ту же песенку, вы заметите, что через некоторое время он активнее на нее реагирует, начинает двигаться и лепетать. А еще можно включать один и тот же фрагмент музыкальной сказки – это тоже поможет развитию слухового анализатора, а значит впоследствии и речи.
Это очень важно: в последнее время многие родители обращаются за помощью к логопедам и психологам именно из-за проблем с речью.А начинаются эти проблемы в самом раннем возрасте, когда родители еще не обращают на них внимания, и за помощью могут обратиться лишь тогда, когда поймут, что их чадо не готово к тому, чтобы пойти в школу.
Ищем новое в песке и пуговицах
Когда ребенку исполнится 2 года, можно делать с ним очень полезное упражнение под названием «пуговичный бассейн». Обязательно будьте рядом с малышом и внимательно наблюдайте, чтобы он не взял пуговицы в рот! Помните, что чем младше ребенок, тем опаснее давать ему мелкие предметы.
Все очень просто: в тазик насыпаете пуговицы разного размера и цвета – а ребенок будет их пальчиками перебирать, обычно детям очень нравится это занятие – особенно звук пересыпающихся пуговиц.Упражнение направлено на развитие мелкой моторики ручек – ученые доказали, что ум малыша «находится на кончиках его пальчиков», прежде всего это способствует развитию речи. Физиологический процесс здесь таков: через развитие мелкой моторики происходит развитие различных отделов мозга, в том числе речевых.
Кроме пуговиц можно использовать крупы, песок. Психологи, педагоги и логопеды используют даже особую «песочную терапию» - в ящичках определенного цвета и размера ребенок просто возится с песком, который засыпан в эту форму на 1/3. Одно но: песок должен быть очень хорошо очищен и даже специальным образом продезинфицирован. Для развития речи хорошо закапывать в песок различные предметы, к примеру, фигурки животных, а когда ребенок откопает фигурку можно предложить ему назвать игрушку – кто это.
Если ребенок не умеет говорить, мама говорит сама, например: «Это собачка. Как собачка разговаривает? – Ав-ав». Таким же образом можно знакомить ребенка с миром птиц, растений и даже с цифрами.В случае с цифрами необходимо конкретное пояснение абстрактной цифре – например, цифра 1 – положить одно яблоко, цифра 2 – 2 яблока и т.д. Вместо песка также можно использовать крупу: горох или рис. Природные материалы благотворны для занятий с малышом как в плане психотерапии, так и просто развития гармоничной личности.
Мамин арсенал
Сейчас рынок игрушек просто перенасыщен, и среди этого многообразия есть вещи, без которых заботливой маме не обойтись. Подбирая игрушки, очень важно учитывать возраст ребенка. То, что мы сейчас предложим, подойдет малышам от года до трех лет.
Итак, запоминайте: пирамидки и матрешки – помогут развитию у малыша математических понятий (больше, меньше, такой же, равный по высоте).В процессе игры ребенок сам осваивает эту науку, а мама может об этом и не догадываться, не нужно пытаться навязать малышу именно учебу – пусть играет в довольствие, а процесс уже идет сам по себе!
Кубики разных цветов и размеров – для запоминания цветовой гаммы – полезны будут и мячики, также разных размеров.С кубиками хорошо осваивать классификацию. Предложите малышу, например, собрать все кубики красного цвета в одну коробку, синего – в другую. Хорошо, если предварительно вы оклеите коробки цветной бумагой соответствующей гаммы. Ребенку очень важен процесс действия, манипулирования предмета, перекладывая кубики он гораздо раньше освоит цвета, чем если вы будете просто показывать ему картинки. С мячиками вы сможете поиграть в активные и подвижные игры, кстати, а вы не замечали, что многие дети лучше усваивают информацию в движении?
А еще вам понадобятся рамки Монтессори – с их помощью малыш без труда освоит геометрические формы: круг, квадрат, ромб и т.д.
Еще одна важная игрушка – различные чашечки-вкладыши (вкладываются друг в друга).Мамы часто замечают, что малыши в этом возрасте любят возиться вместе с ними на кухне и перебирать, вкладывать друг в друга кастрюльки разной величины, подбирать к каждой крышечки – таким образом ребенок развивается интуитивно, он сам чувствует, что ему нужно, чтобы стать умнее.
Не забывайте и об играх на свежем воздухе!Что может быть лучше, чем вволю побегать по полянке. А когда малыш набегается и устанет – можно во всех подробностях рассматривать жука или цветочек.
Почувствуйте себя ребенком
Психологи уверены, что в детском развитии очень важно взаимодействие мамы и ребенка. Не нужно стесняться окружающих и становиться жертвами условностей – играйте и резвитесь вместе с вашим малышом на здоровье, ведь его детство пройдет также быстро, как когда-то прошло ваше…
Ребенок должен развиваться гармонично: физически, умственно, социально и духовно. И если углубиться, например, только в интеллектуальное развитие, то остальные сферы личности могут остаться и вовсе неразвитыми.Такой «ребенок-гений» может часто болеть и не уметь общаться со сверстниками. Не зря мы так часто повторяем фразу А. П. Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно, воспитанием ребенка лучше заниматься тоже по этому принципу. Самое главное – не давить на ребенка, не лишать его детства, позволять ему играть и играть – в этом главное развитие дошкольника. Больше наблюдайте за малышом и вы откроете для себя целый мир – цветной мир детства вашего ребенка.
Игра для язычка
(тренировка артикуляционного аппарата, с 1,5 лет)
Читайте стихотворения, произнося звукоподражания вместе с малышом.
На лугу паслась корова – «му-у, му-у».
Полосатый шмель летел – «з-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «динь-динь-динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела – «тиль-ль, тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «ж-ж-ж, ж-ж-ж».
«Пальчик о пальчик»
А это упражнение можно использовать для отвлечения, когда малыш устал.
Пальчик о пальчик тук да тук!
(Ладошки вместке, пальчики стучат: указательный по указательному)
Хлопай, хлопай, хлопай!
(хлопаем в ладоши)
Ножками топай, топай!
(топаем несколько раз)
Спрятались, спрятались
(закроем лицо руками).
Пальчик о пальчик… (повторяем)